Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Забайкальские календарные обычаи.

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Забайкальские календарные обычаи.

    По материалам фольклорно-этнографической экспедиции в село Большой Куналей.

    Масленица

    На Масляну няделю у субботу катаются на конях, и у воскрясенье… Собираются ребята — твой жаних, мой жаних. Но и вот подъедут, катають круг улицы. На кошавых1
    1 Кошава (кошева) — легкие выездные сани.
    Неделя цела масленицы. Ни жира не ядять, ничего (…) Яички ядять, а жир, мясо — это ничо ня ядять. Это — неделю проводят Масляну. Но и на Маслену у субботу ранью-приранью уж баню вытопят, помоются. Но и кого какой есть молоденький конишка, запрягають. И вот детва, — какой бы только вярхом умел ездить, — у субботу вечером по улице катается. А уж у воскрясенье запрягают сани, быдто, — кто кошаву, кто сани с отвалами, — и родители катаются. Вот у меня подружки собираются, чтоб парни их всех прокатили. Но вот прокатимся, вечер подходит, солнце ещё на закате, тройки, пары, — все молодые катаются, которые пожанились. (…)

    Потом, это, на своих конях, у кого коней нет, пяшком, — по родителям прощаться. Это был прощённый день. Все своим у ноги кланяются, цалуют: но, прости меня Бог, прости то и друго. Но и мы тут, молодёжь, бегаем прощаемся. Было так заведено.

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Забайкальские календарные обычаи.

    По материалам фольклорно-этнографической экспедиции в село Большой Куналей.

    Пост

    Но приходить пост Великий. Бывало, всё повымоють, кадушки повышоркають, всё повысушать, чтоб уж ничего скоромного не было, — запаха не было. И вот, бывало, какой-то бурдук1 сладять, какую-то ботвиню сладять, с картошкой натолкуть, и ядять. Даже грудной, если грудь сосёть, — ему на Великий пост не дають грудь. Вот была такая жись… И как-то (народ) питался, жил. Да ещё здорове был. Я говорю, сейчас ня успет, Господи, прости, из жопы вывалиться, тут и штаны ему, тут и каки-то тапочки, тут и колготки эти… (…)

    Избу мыли дрясвой (дресвой, — А.Б.) — пясок мелкий сеяли. (…) В печи его пережгут, он потом такой красивый станет, красный. Его кучечками по полу стелят, для подстилки, чтоб пол шибко не топтался. Потом неделя пройдёт, этот пясок смятут. Возле колодца промоют, потом им пол шоркали — голяком2 или рогожей.Стены шоркали осенью и к Пасхе. Вот у меня свякровка была — о-ой! — ростом небольшая, ноги здоровые. (…) А я кого же, у меня под ногой крутится голик, а она как ширкнет, аж бело сразу, сухо ,будто как на тарелке… Вот до того дотруть пол — потом смоють, высохнет, — аж как жалток жёлтый.
    Но спали же на полу, постели путней ни у кого же не было.
    Капитолина Петровна Фёдорова, 1906 г.р.


    Мяшаю молоко, — топится у печке. Я молоко помяшала ложкой, и эту ложку раз и облизала. Постный день ли, пост ли был, не помню. Я за печку забежала, да и на Божушка-то3 гляжу да думаю: может, Божушка-то мене не видел, что я ложку полизала. Давай запаном язык обтирать. Вот видишь, как мы боялись. А таперь никто не боится. "Ты ня ешь, — пост…" "Какой пост, чо пост?!"
    Агафья Степановна Родионова. 1919 г.р.


    1 Бурдук — кушанье в виде жидкой каши из муки и воды. Эдиасов Л.Е. Словарь русских говоров Забайкалья. М., 1980. С. 7О.

    2 Голяк — веник из голых прутьев кустарника (ирника).

    3 Божушка — так семейские называли и Господа Иисуса Христа и сами иконы с Его ликом.

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Забайкальские календарные обычаи.

    Троица

    По материалам фольклорно-этнографической экспедиции в село Большой Куналей.

    На Троицу у перву голову бывало съездять мужики по бярёзу. Но подростки сами ходили. Топор возмуть, у лес убягуть по берёзку. Называли их — кумушка, кума. Эти бярёзки чуть ли не возле кажного двора… Но и, это, кумятся: навесять платочки, цвяточки, но и вот

    ходять круг этой бярёзки, всё поют, кто чо умеет. Это таперь не умеют… Пели: "Вячор девки…", "Посею, лябяду на бярягу…", "Во саду ли, в огороде…", "Выросла малина…"
    Это первый день — кумиться. На второй день начинают складываться деуки там, али бабы, — но, это, яишню жарить. Собярутся, как вроде, гулянка. Но ране не пили. Это таперь-то пьют… даже бабы. (…) Потом, это, вечер приходить — Троица заканчивается. Там верховые девки… Парни нарубять бярёз. Девок пятнадцать там собярутся, вот оттель ширинкой все с бярёзами вечером, — вроде, провожать Троицу. Но тут, будто, мы подхватываемся и — песню, кто какую умееть. Пошто-то на Троицу все пели:
    Слава, слава,
    постилала постельку мягку,
    ждала-поджидала полковничка в гости…
    Капитолина Петровна Фёдорова, 1906 г.р.
    * * *
    Когда становимся, кумушку держить одна, и вот круг кумушки ходим и поём:
    Вячё-ор деуки, вячё-ор деуки,
    Вячё-ор деуки вячяриночку сядели,
    Вячё-ор деуки вячяриночку сядели,
    Пришё-ол к нам-то,
    Пришё-ол к нам-то,
    Пришёл к нам нязнаменький человек,
    Нязнаменький, нязнакоменький…
    Вот такие песни и пели, карагодные1, троицкие. Круг кумушки и поём эту песню. А по улице ходим, такие протяжные поём. (…) Такая была у нас жись… Таперь Троицу не знаем… Елив поехали у лес, вина напьются, раздярутся…
    Кумились2. Мы, маленькие, в горнице кумушку поставим, вот ходим, кумимся, потом собярёмся яищню жарим — нам матка яишню сжарит, чай пьём, чё-нить поговорим, попляшем.
    А крястами мянялись и о святках — какой тебе жаних придёть… (…) От как пройдёть Рождество Христово, от и менялись крястами.
    Агафья Степановна Родионова. 1919 г.р.

    1 Карагодные — хороводные.

    2 Кумление — старинный русский обряд роднения девушек, женщин, когда менялись иногда крестами и становились крёстными сестрами, т.е. сестрились.

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Забайкальские календарные обычаи.

    Посиделки


    Где старик со старухой живуть — там посиделки. Ну, спросимся, имя даём мясо — кто принясёть — кто молока, кто калачик. Но вот посиделки сидим. Смеёмся, у гармонь играем да пляшем. Играем в каки-нибудь жмурки, да ишо чо-нибудь… Игры разные. Вот так рука за руку возьмемся. А одна мышка бегаеть, кошка догоняеть, быдто. Догонить её, ударить, но, будто, съела она её…


    Постом Великим, бывало, под Пасху семь нядель песни ня пели. Грех песни петь.
    Бывало, на посиделках у рыбочку играли.
    Вот на лавке стоишь. Тебя спрашивают:


    Рыбочка, рыбочка, чо тебе надо?
    Но вот скажешь: там какого парня ли, девку. Вот его туть сзади бъють у горбушку. Потом на одной ножке скачешь, догоняешь его. Засекёшь, он рыбочкой становится на лавку.
    Ну, у прятки играли… Но
    сухарят парни с девками на посиделках, — дружат.


    А рябятишки, бывало, в зиму у скалки играли. Скалку березову сделають, — будто, как рыбкой. Тут голова, будто, потолще, а хвост потоне. И вот бабки ставили — коровьи, скотские. (Холодец варили, и вот от ног кости — бабки.) Скалками бабки сбивали. Кто сколь уронил, у карман собираеть. Другие опять ставять. Так проиграешь или выиграешь бабки.
    А мы, маленькие девчонки, в ладыжки играли. Это бараньи кости от ног.

    Капитолина Петровна Фёдорова, 1906 г.р.

Похожие темы

  1. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 05.03.2012, 23:59
  2. Забайкальские кони
    от toyohara в разделе Фото-Форум
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 29.02.2012, 00:53
  3. Ответов: 1
    Последнее сообщение: 05.02.2012, 03:51

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •