Показано с 1 по 10 из 10

Тема: еврейская община в Петровске

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    еврейская община в Петровске

    В 1926 в П.-З. проживало 318 евреев (4,4%), в 1939 – 142, в 2002 – 6 евреев.
    в 1902 году - 69 дворов: 97 мужчин и 83 женщины - 180 человек

    В 1882 в П.-З. уже действовала синагога - в начале -деревянная, потом была построена каменная на Генеральской улице (сейчас улица Пушкина).
    В 1910-х гг. раввином был М.З. Баронский.
    В 1913 евреям принадлежали аптека - И.И.Гухман, булочная - Гершевич, оба универсальных магазина в П.-З.

    Аптекари должны были получить высшее образование. А это значит, что или они приехали на работу, или были в Сибири старожилами, т.к. , как правило, только 3-е поколение ссыльных или оставшихся николаевских солдат, имело возможность получить высшее образование.

    В Петровском Заводе еврейское общество собиралось на празднества еще в 1860-е, официальное открытие каменного молитвенного дома состоялось здесь только в 1911 . Находился молитвенный дом на улице Генеральской (сейчас это улица Пушкина).

    Здание синагоги в Петровск-Забайкальском. В наши дни в этом здании находится Налоговая инспекция



    улица Пушкина (бывшая Генеральская)


    подпись под фотографиями: начало ХХ века. На переднем плане Петрозаводское одноклассное училище. Далее видна синагога.
    2009 г. Тоже самое место. Бывшая синагога лишена купола.


    По Баронским нашла сведения только о двух (возможно родственники?)

    БАРОНСКИЙ ИСААК ВЛАДИМИРОВИЧ
    (1919-1997)
    Исаак Владимирович Баронский родился в городе Харбин 11 января 1919 года. В 1941 году окончил Московский горный институт. Свой трудовой путь Иссак Владимирович начал в 1941 году, работал горным мастером, а затем начальником участка строительства шахты "Новая" треста "Кузбассшахтострой" в городе Ленинск - Кузнецкий. С 1967 года по 1972 год был первым заместителем начальника Главного территориального управления по строительству в Кузбасском экономическом регионе (Главкузбасстрой) Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР. С 1972 года по 1990 год возглавлял Кузнецкий научно-исследовательский институт строительства угольных и горнорудных предприятий "КузНИИшахтострой" Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР г. Кемерово.
    Он полный кавалер знака "Шахтерская слава".

    Баронская Клара Иосифовна
    Родилась в 1899 г., г. Иркутска; еврейка; образование высшее; искл. из ВКП(б); Врач. Проживала: г. Сучане..
    Арестована 17 ноября 1937 г.
    Приговорена: Комиссия НКВД 28 декабря 1937 г., обв.: в антисоветской деятельности.
    Приговор: ВМН. Расстреляна 1 февраля 1938 г. Место захоронения - г. Владивосток. Реабилитирована 1 декабря 1956 г. определением Верховного суда
    Источник: База данных о жертвах репрессий Приморского края

    Ещё мне встречалась по истории Петровского Завода фамилия Иофиш.
    Первый раз, в связи с тем, что купец Иофиш выкупил дом Трубецкой (источник сейчас не помню ).

    Потом в связи с первой петровской городской думой - документ из ГАЧО ф.13 оп.2 д.99
    Там З.Л.Иофиш назван ответственным за второй избирательный участок, включавший улицы Базарную, Ерзовку, Конторскую, Тумановскую.
    В мясной лавке З.Л. Иофиша было "место избирательных бюллетней" для пятого участка.

    Ещё встретился Иофиш Калман Гершович, в годы 1ой мировой войны пропал без вести. На его родину, в Забайкалье, в Петровское волостное управление пришло уведомление за подписью командира полка генерал-майора С. о награждении Иофиша за храбрость Георгиевским крестом IV степени.

    Очевидно он побывал в плену. Потом он в советское время был репресирован.

    Иофиш Кальман Григорьевич
    Родился в 1892 г., ст. Петровский-Завод Верхнеудинского уезда Забайкальской обл.; еврей; Работал в "Заготкож", сырьевщик.. Проживал: г. Читы..
    Арестован 23 января 1938 г.
    Приговорен: тройкой УНКВД по Читинской обл. 14 марта 1938 г., обв.: по ст. 58-7, 58-9, 58-10, 58-11 УК РСФСР.
    Приговор: к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован 31 июля 1956 г. Читинским облсудом.


    Ещё встретился, как секретарь городского головы в 1917 году Александр Исакович Зальмунин (архив краеведческого музея Петровск-Забайкальска - быв. народный музей при ПУ -10)

    Члены правления Сретинской: читинский купец Иосиф Пейсахович Эдельштейн, крестьянин Петро-заводской волости Мейер Шмулевич Зельберг



    Сретенская Еврейская Молельня
    1896-1899
    "Петрозаводская еврейская молельня
    1910

    Члены хозяйственного правления:
    верхнеудинский купец Моисей Самойлович Зельберг,
    крестьянин Никольской волости Герш Иосифович Коган,
    крестьянин Петровской волости Моисей Иудович Белокамень;

    кандидаты:
    крестьянин Петровской волости Моисей Вульфович Тарлинский,
    Леонтий Абрамович Афраймович,
    читинский мещанин Исай Вульфович Тарлинский."

    По материалам книги Л.Кальминой " Еврейские Общины Восточной Сибири" (Улан Удэ, ВСГАКИ 2003)

    Ещё одна фамилия богатых забайкальских евреев, но не петровцев:
    Моисей Абрамович Новомейский - золотопромышленик, был председателем Национального совета евреев Сибири и Урала, а также Сионистской организации Сибири.
    В Баргузине Новомейские жили в доме Михаила Карловича Кюхельбекера.

    Сын Абрама Новомейского, Моисей после 1917-го свалил из революционной России в Палестину и на оставшиеся деньги построил первый солевой завод на Мёртвом море. Он был первым израильским миллиардером в 50-е годы.

    НОВОМЕЙСКИЙ Симеон Абрамович (? — ?), золотопромышленник. До 1917 владел рудниками, в районе р. Баргузин. Имел представительства в Верхнеудинске и Иркутске. В 1917 переехал в Читу, где баллотировался в Учредительное собрание. Гл. контора размещалась в Чите в доме В. И. Помуса. Избирался гласным Чит. гор. Думы, чл. обл. Земского собрания. После 1921 занимался золотодобычей в Вост. Заб. Сотрудничал с Сов. вл. Скупал рудники у владельцев, бежавших за границу, владел золотоносными приисками по р. Онон. В 1925 принял складочный капитал у Шумовых (см. А.С.Шумов) и объявил себя владельцем «Заб. золотопромышленного товарищества». Обанкротился. 3.12.1925 все рудники «Заб. золотопромышленного товарищества» за неуплату налогов перешли в собственность «Дальбанка». Бежал за границу.

    Лит.: Лобанова Г. П., Лобанов В. Г. Энцикл. города // Эффект. — 2000. — 24 апр.
    Забайкальская энциклопедия

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    Тарлинский Вульф Израилевич (1889, Восточно-Сибирский кр., Петровск-Забайкальского--,1938) еврей, заготовитель Далькрайсоюза, житель: г.Хабаровск. Арест: 1938.08.01 Осужд. 1939.11.29 ОС при НКВД СССР. Обв. по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: лишен права проживания в режимных местах сроком на 5 лет Реаб. 2001.05.15 По заключению Военной Прокуратуры ДВО, основание: по Закону РФ от 1991.10.18 [Книга памяти Хабаровского края]

    Из воспоминаний Сутуриной: "а после раскулачивания горсовет занял дом Тарлинских (после детского сада), где сейчас редакция, а рядом с редакцией где типография, на этом месте стоял дом моего деда Сутурина И.А. и все годы Райгорфинотдел."


    Ривлин Михаил Самуилович Родился в 1885 г., г. Сарапуль Уральской обл.; еврей; образование образование неоконченное высшее; б/п; землеустроитель Петровск-Забайкальского райзо. Проживал: г. Петровск-Забайкальский.
    Арестован 23 мая 1933 г.
    Приговорен: Коллегией ОГПУ 9 марта 1934 г., обв.: ст. 58-2, -4 УК РСФСР.
    Приговор: к 5 годам лишения свободы Реабилитирован 7 декабря 1957 г. Президиумом Иркутского областного суда
    Источник: Книга памяти Иркутской обл.

    Лурье Марк Иосифович - Родился 8/10/1923 в китайском городе Харбин. Мать - Цецилия Иосифовна Тарлинская, происходила из забайкальских евреев, родилась и выросла на станции Хилок, в 1916 году окончила медицинский факультет Харьковского Университета (рассказ фронтовика Лурье здесь: http://iremember.ru/svyazisti/lure-mark-iosifovich.html).

    письмо Сталину пионера Ильи Тарлинского из г. Верхнеудинска Сибирского края от 17 июля 1926 г.: "Любимый вождь! Я пионер 25-го отряда им. Сун-ят-сена гор. Верхне-Удинска, обращаюсь к тебе за помощью. Я знаю, у тебя почти нет свободного времени и минута у тебя дорога, т.к. она идет на работу по строению новой жизни освободившегося трудового народа Республики Советов, но может быть у тебя найдется несколько минут для прочтенья моего письма и [ты] сможешь ответить. Я надеюсь на тебя не как на то недосягаемое, высокое великое, а как на моего учителя и старшего брата, если даже на отца. Я в настоящее время желаю вступить в ряды ВЛКСМ, но беда в том, что не хватает у меня рекомендаций, а отец мой имел несчастье, когда-то был торговцем, и путь в комсомол, мне преграждают эти высокие барьеры-препятствия, которые необходимо или разрушить или перепрыгнуть, я прямо говорю, прошу у тебя рекомендацию и поддержку. Ты не знаешь меня и мою семью, [поэтому] я тебе по пионерски прямо и открыто, ничего не утаивая напишу мою биографию или, вернее, моих родителей и, понятно, несколько слов о себе.Происхождение мое таковое: дед мой, у которого я и живу в настоящее время, был крестьянином Иркутской губ. В.-Удинского уезда села Петровского, но вот раз после неурожайного года он с семьей и в том числе и с моим отцом выехал на ст.Хилок и открыл лавку. Все шло спокойно до 1905 г., когда пришел этот один из самых знаменитых в истории русской революции год, дед мой и отец приняли горячее участие в борьбе. Когда наступила реакция, в Хилок приехал ген. Рененкампф с карательной экспедицией, дедушка был арестован и находился в течении некоторого времени под угрозой расстрела, но, благодаря ошибки ген.Рененкампфа отделался отсидкой в Александровском реветлине [равелине], пока не улеглась вспышка реакции и все карательные отряды покинули Сибирь. Дед мой не состоял ни в какой партии и не понимал различий между эсеров, эсдеков и т.д., он, как говорит, был против царя, жандармов и буржуев. Отец мой во время ареста деда, бежал и скрывался в бурятских улусах, а в последствии был выслан в Верхне-Удинск под негласный надзор полиции, как неблагонадежный элемент. Во время революции 1917 г. отец с семьей и в том числе со мной жил в Троицкославске, где служил в торговой фирме Русско-Азиатского тов-ва, а когда Верхне-Удинск заняли Красные войска, приехал сюда и, не найдя службу, взялся за торговлю, вернее, стал помогать торговать дедушке, через 1 1/2 года нашел службу на Амуре, где и служит сейчас, высылая деньги мне сюда в Верхне-Удинск. Так что сейчас у меня из близких родных никто не занимается торговлей, а почти все находятся на службе и все несчастье состоит в том, что отец торговал с 1902 по 1905 г., с 1911 по 1915 и с 1921 по 1922, и что не может доказать свое участие в революции 1905 г. Я вступил в пионер-организацию полтора года тому назад, и мою работу ты увидишь из копии отзыва для вступления в ВЛКСМ, который мне дал отряд и которую я влаживаю в это письмо. Теперь моя мечта попасть в ВЛКСМ и все мои мысли сосредоточены на ней. У меня есть одна рекомендация председателя Детрайбюро г. В.-Удинска и отзыв отряда. Дело еще за двумя рекомендациями, и я выбиваюсь из сил найти их, и все безуспешно так как у меня совершенно нет знакомых партийцев, а комсомольцы все молоды с 25-24 года, а это меня не удовлетворяет и вот я решил обратиться к тебе как к генеральному секретарю ЦК ВКП(б) и любимому вождю беззаветно преданному делу революции, отзывчивому к людскому несчастью и старому большевику, соратнику великого вождя и учителя В.И.Ленина, а я клянусь не поколебать Вашего доверия ко мне, если оно будет, и не зря представить в бюро ячейки 18 при Наркомпросе рекомендацию старейшего из большевиков Иосифа Виссарионовича Сталина.Теперь о себе. Мне 15 1/2 лет я окончил в этом году 3 класса 2 ступени, имею довольно хорошую политическую подготовку, читаю беллетристику Синклера, Лондона и наших современных писателей Сейфуллину, Неверова, Бибика, Серафимовича и др., а также классиков русской и иностранной литературы, а из политических: Ленина, Зиновьева, Троцкого, Ярославского и твои [труды] и т.д. Теперь я кончаю, с нетерпением жду ответа. Всегда готов с пионерским приветом. Илья Тарлинский Адрес: г.Верхне-Удинск, Бурятская ул,. д. 19. Илье Тарлинскому РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.85. Д.486. Л.103. Машинописная копия. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5873

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске




    здание сохранилось, но без купола. Сейчас в нём налоговая инспекция



    а вот это фотография каменного дома купца Белокамень у Базарной площади Петровского Завода

  4. #4

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    "Особенно быстро росла численность купцов еврейской национальности. Так, если в 1854 г. в числе томских купцов не было ни одного еврея, в 1860-1880-х гг. их доля составляла 12-15%, то к 1904 г. среди томских купцов насчитывается уже 28% евреев.

    В Восточной Сибири доля евреев в гильдиях была еще выше, чем в Западной. Так, по материалам переписи 1897 г. евреи составляли в купеческом сословии Тобольской губернии - 5,6%, Томской - 16,5%, Енисейской - 19,7%, Иркутской -26%, в Забайкальской области - 38%. Не трудно заметить, что процент евреев в гильдиях стабильно повышается с запада на восток. Исследователи сибирской буржуазии Г.Х. Рабинович и Ю.П. Колмаков отмечали, что большинство купцов-евреев Восточной Сибири являлись потомками ссыльных и кантонистов. "

    А.В. Старцев, Ю.М. Гончаров
    ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИБИРИ (XVII - начало XX в.)
    Электронная библиотека/ История предпринимательства

    После первого раздела Польши (1772) евреи, ставшие подданными России, время от времени приезжали в Сибирь по торговым делам; однако в 1791 г., когда правительство установило границу проживания и передвижения еврейского населения страны (см. Черта оседлости), такие поездки прекратились. Лишь некоторым евреям — главным образом «полезным для края» крупным коммерсантам и обладателям дефицитных специальностей — удавалось получить в виде исключения право на постоянное проживание в Сибири. Так, в 1827 г. император Николай I лично разрешил выходцам из Орши винокурам Давыдовым поселиться на Иркутских заводах, но повелел взять с них подписку в том, что они «никого не склонят в еврейскую веру». Купцу М. Прейсману, незаконно прожившему в Сибири почти 40 лет, было позволено «остаться и впредь на жительство» лишь после того, как он пожертвовал десять тысяч рублей ассигнациями на ремонт и отделку православного собора в Нижнеудинске. Тем не менее, в конце 18 в. – начале 19 в. еврейское население Сибири постепенно увеличивалось, в основном за счет ссыльных. Значительные группы евреев сформировались в городах: Каинск (ныне Куйбышев Новосибирской области), Омск, Тобольск, Томск (Западная Сибирь), Канск и Нижнеудинск (Восточная Сибирь)....
    http://www.eleven.co.il/article/13784

  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    Каппелевцы в Петровском Заводе
    из книги: К.В.Сахаров Белая Сибирь Внутреняя война 1918-1920 г.г
    Глава 11. Ледяной Сибирский поход.7.
    ГЛАВА ХI. Ледяной Сибирский поход. 7. - К.В. Сахаров. БЕЛАЯ СИБИРЬ. (Внутренняя война 1918—1920 г. г.) - О Белых армиях - Белая армия



    1920 год. Чехи в Петровском Заводе



    Вскоре мы соединились с Волжанами и уже к полудню без дальнейших помех достигли Петровского Завода.
    Большой поселок, основанный еще в царствование Петра Великого, около каменноугольных копей и богатых залежей железной руды; несколько тысяч жителей, — рабочие завода, торговцы, скотопромышленники, немного земледельцев. Сплошь почти все они те же «семейные», старообрядцы.

    Замечательно то, что по всей Сибири, не только в городах и местечках, но и в больших селах лучшие дома принадлежать евреям. Здесь наблюдался особый тип сибирского еврея, несколько поколений которого жили в этом суровом, холодном крае Великой Руси ...и даже внешне они сделались несколько похожими на степенного бородатая сибирская крестьянина.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Дом купца Белокамень.jpg 
Просмотров:	44 
Размер:	131.4 Кб 
ID:	1742

    Дом купца Белокамень в 80-х годах 20 века

  7. #7
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    А здесь похоронен прах Либы Моисеевны Белокамень скончавшейся 13 августа 1908 года на 75 году.


    Название: 2ая надпись на идиш.  возм.не Белокамень а Вайсштейн..jpg
Просмотров: 190

Размер: 69.0 Кб


    2-ая надпись на иврите:



    ("Скончалась 29 числа месяца ава (1928 по гражданскому летосчилению) года"- надпись на иврите.)

    фото отсюда: periskop: Петровск-Забайкальский. Историческое кладбище


    Возможно изначально фамилия была не Белокамень, а Вайсштейн?

    "Белокамень - вполне себе еврейская фамилия, подобные фамилии были распространены на востоке Беларуси и на Левобережной Украине. Плюс ещё во время первой мировой войны евреи могли русифицировать свою звучащую по-немецки фамилию с разрешения губернатора."

    Обсуждение здесь: varandej: Петровск-Забайкальский. Часть 1: вокзал и кладбище

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    В первой половине 19 в. подавляющее большинство сибирских евреев составляли мужчины. В поисках невест им приходилось обращаться к брачным посредникам (см. Шадхан), которые привозили девушек из губерний черты оседлости; однако услуги таких посредников стоили чрезвычайно дорого (200 рублей и более, что составляло огромную по тем временам сумму) и были для многих недоступны. В связи с этим группа каинских евреев обратилась к властям с просьбой разрешить им (по примеру других сибиряков) приобретать привозимых из-за рубежа калмычек и после прохождения ими гиюра жениться на них. Генерал-губернатор Сибири отправил это ходатайство в Санкт-Петербург, сопроводив его похвальным отзывом о трудолюбии и безукоризненном поведении сибирских евреев. 2 апреля 1817 г. Государственный совет постановил: «Евреи могут покупать или выменивать привозимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком». Впоследствии Николай I подтвердил это решение, но приказал не включать его в сборник законов Российской империи. По свидетельствам современников, обращенные в иудаизм калмычки строго выполняли мицвот и регулярно посещали синагогу.

    Во второй четверти 19 в. российское правительство начало предпринимать меры, направленные на ограничение роста численности еврейского населения Сибири и его экономической деятельности. 12 декабря 1824 г. был издан Указ о нетерпимости евреев на горных заводах. В 1825 г. администрация Омской области предложила выселить всех евреев, которые временно проживали в населенных пунктах, расположенных на границе с районами расселения сибирских народов. Поскольку Главное управление Западной Сибири не поддержало это предложение, оно перешло на рассмотрение заседавшего в Санкт-Петербурге Сибирского комитета, решением которого евреям было в 1826 г. запрещено вновь селиться в пограничных городах и деревнях Сибири.

    С 1827 г. евреям не разрешалось следовать в Сибирь за ссыльными женами, а в 1836 г. еврейкам, отправлявшимся в Сибирь вместе с осужденными мужьями, запретили брать с собой сыновей (в 1846 г. этот запрет был смягчен, и сосланные в Сибирь евреи получили право брать с собой сыновей в возрасте до пяти лет и дочерей в возрасте до десяти лет). В 1834 г. последовало распоряжение, согласно которому евреи, отбывшие срок заключения и оставшиеся на постоянное жительство в Сибири, а также члены их семей могли получить свидетельство о приписке к купеческой гильдии лишь с особого разрешения Министерства финансов, «дабы вообще евреи... не умножились так чрезмерно в классе торгующем, ко вреду коренных обывателей».

    20 ноября 1836 г. Николай I подписал Указ о порядке переселения евреев в Тобольскую губернию и Омскую область. По этому указу в Западной Сибири было выделено свыше пятнадцати тысяч десятин земли для создания еврейских сельскохозяйственных поселений; евреям, готовым отправиться в Сибирь и заняться земледелием, правительство обещало предоставить по пятнадцать десятин «удобной земли на каждую душу мужеского пола», готовые избы «из казенного леса», инвентарь, рабочий скот, домашнюю утварь, а также денежное пособие и продовольствие на время первоначального устройства. Переселенцы должны были быть освобождены на 25 лет от рекрутского набора и от всех повинностей. Указ нашел широкий отклик среди евреев черты оседлости; число желающих немедленно выехать в Сибирь было столь велико, что местные власти начали готовить для них новые участки земли сверх выделенных ранее. Однако уже 5 января 1837 г. Николай I приказал «поселение евреев в Сибири приостановить», а тех, кто уже выехал к новому месту жительства, но еще не добрался до него, направить в еврейские сельскохозяйственные колонии Херсонской губернии. К этому времени лишь 1367 евреев успели осесть на вновь отведенных сибирских землях, где они образовали свои поселки и занялись хлебопашеством. Их потомки расселились по всей Сибири, продолжая заниматься сельским хозяйством; так сложилась своеобразная прослойка сибирских евреев-земледельцев. Они, как правило, пользовались уважением соседей-христиан, принимали деятельное участие в общественной жизни, нередко избирались сотниками, сельскими писарями и даже старостами.

    Закон, изданный 15 мая 1837 г., предписывал «решительно и навсегда прекратить» поселение евреев в Сибири; разрешалось лишь направлять в Якутскую область и в Забайкалье осужденных евреев в возрасте 40 лет и старше. Несовершеннолетние сыновья евреев-ссыльных и вольных поселенцев, отбывших сроки наказания, подлежали отправке в губернии черты оседлости или сдаче в кантонисты. 11 ноября 1847 г. евреям, поселившимся в Сибири до 1837 г., было запрещено менять место жительства и даже выезжать в другие местности на время без особого разрешения. В результате этих мер приток евреев в Сибирь в 1840–50-х гг. практически прекратился. Лишь некоторые евреи-рекруты попадали в расположенные в Сибири батальоны и школы кантонистов (в частности, в школу в Омске) или проходили службу в расквартированных здесь регулярных войсках. Часть бывших кантонистов после увольнения из армии осела в Сибири; они создали первые молитвенные дома в Омске (1855, 1873) и Томске (1865, при активном участии Ц. Х. Цама). В последние годы царствования Александра I и при Николае I в массовом порядке в Сибирь ссылали жидовствующих; они образовали крупные общины в селе Зима Иркутской губернии (ныне город Иркутской области), городе Мариинск Томской губернии (ныне Кемеровской области), деревне Юдино (Иудино Енисейской губернии) и в некоторых других местах.

    В период либеральных реформ Александра II правовое положение сибирских евреев значительно улучшилось. 23 февраля 1857 г. им было разрешено записываться на общих основаниях в купеческие гильдии (с 1866 г. это разрешение распространялось и на детей ссыльнопоселенцев, а также на евреев, сосланных в Сибирь без лишения прав состояния), 1 ноября 1858 г. — переходить из государственных крестьян в мещанство. Все группы евреев, имевшие право жительства за пределами черты оседлости (см. Россия. Эпоха «великих реформ» (1855–81). Исторический обзор. Изменение правового положения евреев), получили доступ и в Сибирь. В апреле 1872 г. всем евреям, имевшим право повсеместного жительства, было запрещено заниматься золотопромышленностью в Сибири. В 1883 г. жившие в Сибири жидовствующие были уравнены в правах с христианами. В то же время принимались и меры «для предупреждения непомерного умножения числа евреев» в Сибири: в 1860 г. последовали указы, запрещавшие ссылку евреев в Сибирь за бродяжничество (так называемая ссылка на водворение) и въезд ссыльных евреев и членов их семей в 100-верстную пограничную полосу и в районы золотых приисков.

    Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Сибири сравнительно быстро росла и к 1897 г. составила около 32,6 тыс. человек (0,6% всего населения); из них в Амурской области — 392 человека (0,3%), в Енисейской губернии — 6167 человек (1,1%), в Забайкальской области — 7973 человека (1,2%), в Иркутской губернии — 7481 человек (1,5%), в Томской губернии — 7947 человек (в том числе 48 караимов; 0,4 % всего населения), в Тобольской губернии — 2489 человек (в том числе 26 караимов; 0,17% всего населения). Еврейские общины возникли в большинстве городов и во многих поселках и деревнях Сибири. Наиболее крупными среди них были в 1897 г. общины Иркутска (3610 человек — 7,1% всего населения города), Томска (3214 человек — 6,4%), Омска (1138 человек — 3%), Красноярска (1137 человек — 4,2%), Читы (1200 человек —10,4%), Каинска (930 человек — 6,3%), Якутска (356 человек — 6%), Благовещенска (306 человек), Владивостока (290 человек — 1%), Тюмени (266 человек). Сибирские евреи занимались земледелием, ремеслом, извозом (прежде всего ломовым), погрузкой (в составе артелей) пароходов и железнодорожных вагонов, мелкой и средней торговлей (в частности, ввозили скот из Монголии, поставляли продовольствие на рудники и в районы приисков), владели небольшими мыловаренными, кожевенными, шорными заводами, снабжавшими местный рынок, паровыми мельницами, пароходами и баржами, курсировавшими по сибирским рекам. По данным переписи 1897 г., среди самодеятельного еврейского населения Сибири около 8% работали в сельском хозяйстве, около 28% — в промышленности и ремесленном производстве, около 38% — в торговле, около 6% (в некоторых городах — до 15–20%) занимались перевозками, свыше 5% были слугами или поденщиками, около 4,5% служили в армии; около 3% являлись представителями свободных профессий, служащими государственных учреждений и общественных организаций. Еврейские предприниматели и финансисты внесли значительный вклад в создание добывающей промышленности и транспортной инфраструктуры Сибири. Так, банкирская семья Гинцбург (в особенности Г. О. Гинцбург), торговые дома «Давид Рафалович», «Федор Рафалович и К0» были в последней трети 19 в. – начале 20 в. в числе основных пайщиков в золотопромышленных предприятиях Алтая, Забайкалья и Якутии.

    Несмотря на то, что хозяйственная деятельность евреев в немалой степени способствовала экономическому подъему Сибири, а отношения между евреями и христианами были здесь в основном дружественными, в конце 19 в. российское правительство вновь взяло курс на ограничение роста численности еврейского населения Сибири. Хотя в 1870-х – 1880-х гг. Сенат неоднократно издавал указы, подтверждавшие, что на Сибирь распространяются правила проживания евреев, действующие в других местностях за пределами черты оседлости, в Устав о паспортах, принятый в 1890 г., была включена статья, гласившая: «Евреям приезд и водворение в Сибири воспрещается». В 1898 г. Сенат разъяснил, что это запрещение касается и тех групп евреев, которым предоставлено право повсеместного жительства. Данное постановление подверг критике министр финансов С. Ю. Витте, в результате чего в 1899 г. Совет министров отметил несоответствие этого акта ряду других законов и приостановил его публикацию. Тем не менее, с 1898 г. доступ в Сибирь был фактически закрыт для всех евреев, за исключением ссыльных. На границах сибирских губерний, на пристанях и железнодорожных станциях появились кордоны, где вылавливали евреев, приезжавших из европейской части страны, и немедленно отправляли их обратно. Евреям, уже жившим в Сибири, с 1897 г. не разрешалось выезжать за пределы своего округа или уезда без разрешения полиции. В 1903 г. Сенат издал указ, лишивший евреев — купцов первой гильдии права переселяться в Сибирь и даже направлять туда по торговым делам своих представителей; в 1907 г. последовало разъяснение, запретившее въезд в Сибирь евреям, имеющим высшее образование.

    Многочисленные ограничения привели к тому, что в первые годы 20 в. численность евреев Сибири начала сокращаться, а масштабы их торгово-промышленной деятельности заметно уменьшились. Кроме того, сложность и внутренняя противоречивость законодательства о евреях в Сибири открыла простор для злоупотреблений местной администрации: произвольные аресты и выселения, сопровождавшиеся вымогательством, стали массовым явлением. Вопреки протестам сибиряков-христиан и даже инструкциям центральных властей, опасавшихся, что слишком энергичные выселения подорвут экономику края, преследования евреев продолжались в Сибири до начала Первой мировой войны.

    В конце 19 в. – начале 20 в. почти все еврейские общины Сибири имели свои синагоги, при которых были хедеры, а в некоторых крупных городах — также благотворительные общества, сиротские приюты и дома престарелых. В Томске и Иркутске были открыты начальные еврейские училища. Вследствие запрета на въезд евреев в Сибирь многие общины края испытывали недостаток в раввинах, резниках (см. Убой ритуальный) и учителях. Единственным еврейским движением, пользовавшимся в Сибири широкой популярностью, был сионизм; в ряде городов действовали крупные и влиятельные сионистские организации. Только в Чите в такую организацию входили около 500 человек (плативших шекель), в Томске — свыше 200 человек. Участниками 1-го съезда сионистов Сибири, состоявшегося в 1903 г., были представители 13 городов. Среди евреев, сосланных в Сибирь за политические преступления, было немало активистов Бунда (например, Р. Абрамович, В. Альтер, Х. Лейвик), участников русского революционного движения (В. Богораз, Г. Гершуни, А. и М. Гоц, Ф. Дан, Л. Дейч, А. Зунделевич, В. Иохельсон, Л. Каменев, Ю. Ларин, Л. Мартов, М.Натансон, Л. Троцкий, Л. Штернберг и другие). В некоторых районах Сибири евреи составляли значительную часть ссыльнопоселенцев: так, среди ста студентов Московского и Санкт-Петербургского университетов, сосланных в 1902 г. в Якутию, было двадцать евреев; на Колыму, по некоторым сведениям, ссылали почти исключительно евреев. В 1907 г. социал-демократ (меньшевик) Виктор Мандельберг (1870–1944) был избран депутатом 2-й Государственной думы от Иркутска, где несколькими годами ранее находился в ссылке. В. Богораз, В. Иохельсон и Л. Штернберг внесли значительный вклад в изучение этнографии народов Сибири.

    К началу 20 в. сформировался особый культурно-психологический тип сибирских евреев. Они переняли нравы и обычаи русского населения Сибири, почти не отличались от него в одежде, архитектуре и убранстве жилищ, говорили на местных диалектах русского языка (лишь немногие хорошо знали идиш или иврит), зачастую не выполняли мицвот (в том числе законы кашрута), не соблюдали субботу и праздники. Тем не менее, евреи Сибири сохраняли национальное самосознание и тягу к культуре своего народа, редки были случаи перехода в христианство или вступления в браки смешанные. Евреи Сибири радушно принимали странствующих маггидов, охотно жертвовали деньги на строительство синагог и на благотворительные учреждения (особенно для Эрец-Исраэль). Гордясь своим происхождением, евреи Сибири обладали к тому же присущим большинству сибиряков чувством собственного достоинства и, как правило, энергично противостояли любым проявлениям антисемитизма.

    刪瘉顫. 沂繩鴃鉈轢? 繧鞳蜻袱? ??裨鈿繖?

  9. #9
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    У всех наверняка сложилось мнение, что в царское время в Сибирь ехали не по своей воле. Это место ссылки. Тем удивительнее прозвучал рассказ раввина синагоги Игоря Варкина, что многие российские евреи правдами и неправдами стремились попасть в Сибирь. Исторически сложилось, что черта оседлости евреев проходила по территории Белоруссии, Украины, Литвы, Молдовы и Польши, за ее пределы выезжать им запрещалось. Климат там благоприятный, кажется, что не жить? Но рост населения приводил к обнищанию, труднее стало реализовать себя как личность. Сибирь, хоть и суровый край, но свободный. Людей ценили за способности, талант, энергичность. Поэтому евреи нелегально переезжали в Тобольскую губернию. Порой возникали анекдотичные ситуации. Честный человек покупал себе документы жулика, чтобы попасть в ссылку и после остаться в Сибири. Добропорядочным евреям селиться в Тобольской губернии запрещалось, а преступникам дорога открыта. Так выход же есть: оговорить себя, по мелочам нарушить закон. Кроме ссыльных, сюда ехали нелегалы. Опять же интересный факт. Еврея-портного, мастера по пошиву военной формы, стражам порядка надлежало выдворить на родину, в Белоруссию. А его сами жандармы прятали. Значит, золотые руки были у того портного. Николаевские солдаты, отслужившие в армии 25 лет, получали право селиться в любой местности Российской империи, некоторые из них выбирали наш край.
    Еврейская община Тюмени постепенно росла. По статистике, в 1827 году она насчитывала 17 человек, в 1845-м – 34 человека, в 1897-м – 266, а в 1913-м – 259. Цифры приблизительны, потому что не учитывались нелегалы. Кстати, население города в 1913-м составляло 42 186 человек.
    По свидетельству современников, «еврей-сибиряк обладал чувством человеческого достоинства, отсутствием высокомерия, характер у него мягкий и прямой. Он никогда не унизится перед чиновником, он никогда не скрывал принадлежность к еврейской жизни и не допускал обиды со стороны последних».

  10. #10
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: еврейская община в Петровске

    Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год изданный в Иркутске сообщает нам ещё об одном члене петровской еврейской общины:

    Хацкелевич Я.М. пряничные заведения, пекарни и многое другое


    Сведения от Тюменских краеведов. Возможно, "тамошние" Хацкелевичи как-то связаны с петровскими.

    Дом на Дзержинского, 74 связан еще с одной громкой фамилией – Хацкелевич. Краевед Маргарита Леонтьевна Хацкелевич составила свою родословную, в ней есть очень интересный факт. Ее дедушка Меер Файвишев (Михаил Фаддевич) считался лучшим портным в Тюмени. Он получил высшее портновское образование, потому что «закончил в Санкт-Петербурге курсы академической кройки под литер А, Б – статского и военного платья и был удостоен в 1912 году звания закройщика». Курс обучения его состоялся при финансовой помощи зятя – Янкеля Шайчика.

    В годы Великой Отечественной войны главному закройщику Военторга портному Хацкелевичу заказали сшить френч без подкладки. На вопрос: «Когда на примерку придет его обладатель?», ответили: «Лучше не спрашивайте». После войны он узнал, что шил костюм для Ленина.

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •