Страница 1 из 3 1 2 3 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 23

Тема: Декабристы и их потомки.

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Декабристы и их потомки.

    Браки декабристов в Сибири.

    Название: Интерьер комнаты А.И. Давыдовы в Петровском заводе..jpg
Просмотров: 1125

Размер: 71.0 Кб
    Интерьер комнаты А.И. Давыдовы в Петровском заводе.


    Ниже представлены современные сведения о женах и детях декабристов согласно Биографическому справочнику.

    1. Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) женился в 31 г. на Артеновой Дорсиде Ивановне (1817-1886), дочери урядника; родила дочь Юстину, в замужестве Косову, сына Михаила (1839-1879), опекала их тетушка Устинья Карловна – в замуж. Глинка (муж – начальник горных заводов Урала, филолог и педагог), имевшая своих трех детей.

    2. Кюхельбекер Михаил Карлович (1798-1859) женился в 1834 г. на Токаревой Анне Степановне, мещанке села Баргузин, где он прожил на поселении один, без друзей-декабристов.

    3. Высоцкий женился, имел сына.

    4. Киреев Иван Васильевич женился на крестьянке Фёкле Ивановне.

    5. Иванов Илья Иванович женился на крестьянке Мигалкиной, имели дочь.

    6. Завалишин Дмитрий Иринархович (1804-1892) в 1845 г. женился на дочке горного инженера, Смоляниновой Апполинарии Семеновне, умершей в 47 г. Вторая жена, с 1871 г., Зинаида Павловна Сергеева (?-1890) родила 6 детей, вырастили четверых.

    7. Крюков Николай Александрович (1793-1854) с 1842 г. имел гражданскую, потом, в 53 г., повенчанную жену, полу-хакаску – полу-русскую, вдову Марфу Дмитриевну Сойлотову, в девичестве Чотушкину (1811-1868), имевшую двух сыновей. Родили еще двух.

    8. Крюков Александр Александрович (1893-1866) был женат гр. браком с 41 г., обвенчан в 53 г. с Анной Николаевной Якубовой (1817-?), родившейся в Лифляндской губ., сосланной за умерщвление незаконного ребенка. В 59 г. выехали в Томск, потом в Киев и Брюссель.

    9. Фаленберг Петр Иванович (1791-1873) женился на дочери урядника, которая имела сына, родили сына Федора.

    10. Мозгалевский Николай Осипович женился на казачке Агеевой Евдокии Ларионовне (?-1888), родили 4 дочки и 4 сыновей (Виктор стал в 1908 г. ген.-майором), дочки после смерти отца воспитывались у Басаргина.

    11. Лисовский Николай Федорович (1802-1844) женился на Петровой Платиде Алексеевне, дочке Туруханского протоиерея, родили 4 детей.

    12. Князь Оболенский Евгений Петрович (1796-1865) женился в 46 г. на Варваре Самсоновне Барановой (1821-?), из местных крестьян, служившей няней у детей И.И. Пущина. Имел дочерей Анну и Марию, умерших в годовалом возрасте.

    13. Пущин Иван Иванович (1798-1859) имел гражданскую жену, якутку, имя и фамилия не известны, имел детей: Ивана Николаевича(?) (1849-1923) и дочь Анну (Нину) (1843-1863), муж Полибин(?). Пущин приютил детей Кюхли после его смерти.

    14. Любинский Юлиан Казимирович (1898-1873), шляхтич, женился на неграмотной туринской крестьянке Агафье Дмитриевне Тюменцевой (?-1882), родили 5 детей, в 1871 г. возвратились в Россию.

    15. Муравьев Александр Михайлович (1802-1853) в 1839 г. женился на гувернантке Бракман Жозефине Адамовне. Она родила 6 детей. Двое умерло, остались живы Елена, Михаил, Екатерина, Александр.

    16. Муравьев-Апостол Матвей Иванович (1793-1886) женился в 1839 г. на дочке священника, Марии Константиновне (1810-1883), родили дочь и сына.

    17. Бестужев Михаил Александрович (1800-1871) женился на Селивановой Марии Николаевне (?-1867), дочке есаула. Родили четырёх детей.

    18. Поджио Александр Викторович (1798-1873) женился в 1851 г. на Смирновой Ларисе Андреевне (1825-?), москвичке, преподавателе Иркутской женской гимназии; имели дочь Варвару.

    19. Ордынский Карл Викентьевич (1805-?) – гимназист(?), женат (?), имел 4 детей.

    20. Горбачевский Иван Иванович (1800-1869) женился на Дорожиной Ирине Матвеевне, вдове рабочего, имевшей сына; родила сына.

    21. Бесчаснов Владимир Александрович (1802-1859) женился в 1846 г. на крестьянке Анне Пахомовне Кичигиной (?-1900). Имели 7 детей.

    22. Басаргин Николай Васильевич (1800-1861) в 1838 г. женился на дочери офицера инвалидной команды, Марии Алексеевне Мавриной (1821-1846); родили сына (1841-1846). Вторая жена с 47 г. – Менделеева Ольга Ивановна (1815-1866) – сестра Д.И. Менделеева

    23. Свистунов Петр Николаевич (1803-1889) женился в 42 г. на воспитаннице Курганского училища Дурановой Татьяне Александровне; имели 4 детей: Магдалина, Иван, Екатерина и Варвара.

    24. Фролов Александр Филиппович (1804-1885) женился на Макаровой Евдокии Николаевне (1820-1901); имели сыновей Николая и Петра, дочь Надежду.

    25. Рукевич Михаил Иванович (1796-1841) имел гражданскую жену Исакову Елизавету Ивановну и двух детей.

    26. Сутгоф Александр Николаевич (1801-1872) женился в 1839 г. на Янчуковой Анне Федосеевне, дочери горного штабс-лекаря.

    27. Торсон Константин Петрович (1793-1851) состоял в гражд. браке с Прасковьей Кондратьевой; в 41 г. родилась дочь Елизавета.

    28. Фурман Андрей Фёдорович (1795-1835) состоял в гражд. браке с Щепкиной Марьей Петровной, воспитанницей коллежского регистратора.

    29. Барон Штейнгель Владимир Иванович (1783-1862) имел внебрачных детей 1841 и 42 г.р. Марию и Андрея под фамилией сперва Петровы, потом Бароновы. Жена – вдова чиновника, вероятно, Петрова. После амнистии Штейнгель уехал к детям, жене и внукам в СПб.

    30. Тютчев Алексей Иванович (1801-1856) состоял в гражданском браке с Жибиновой Анной Петровной, крестьянкой с. Курагиной(?), имели 4 детей.

    31. Луцкий А.Н. (1804-1882) в 1838 г. женился на Марии Портновой, дочери цирюльника; имели 8 детей.

    32. Барон фон дер Бригген А.Ф. имел 4 детей, Николай I не разрешил жене привезти их в Сибирь. Бригген гражданским браком жил с 1836 г. с Томниковой Александрой Тихоновной из крестьян; имели 5 детей. Младший воспитывался у Н.И. Тургенева. В 50-е годы жена заболела психическим расстройством.

    33. Раевский В.Ф. в с. Олонок провёл на поселении 46 лет. Женился по любви на бурятке Евдокии Моисеевне Середкиной, имели 9 детей.

    34. Щепин-Ростовский Д.А. в ссылке состоял в связи с Огарковой Катериной и имел от неё двух дочерей - Елисавету Дмитриевну 1844 г.р и Екатерину Дмитриевну 1845.г.р.; а так же сына Дмитрия Щепина (одинарная фамилия без привязки "Ростовского") 1850 г.р..
    Дочери, так же имели фамилии Щепины, без прозвания Ростовские. Одна жила в Сибири, другая в Санкт-Петербурге, сын Дмитрий проживал в Бийске и был женат на Катерине Алексеевне Урусовой

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.


    Михаил Сергеевич Волконский наш земляк.

    Михаил Сергеевич Волконский 17.05.1832-24.02.1903- из древнего княжеского рода, ведущего свое происхождение от Рюрика - родился в 1932 г. на Петровском заводе в Забайкалье в семье декабриста Сергея Григорьевича(кстати, Сергей Григорьевич Волконский прототип Андрея Болконского), женатого на воспетой Н. А. Некрасовым Марии Николаевне Раевской.

    Мария Николаевна была самой знаменитой представительницей семейства Волконских, превзошедшей по славе даже своего отца, известного генерала Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского.
    Вся ее жизнь в Петровском заводе была посвящена маленькому Михаилу. В письме к брату Николаю Волконская пишет, что «она никогда не была так счастлива, никогда так не ценила жизнь, как тогда, когда появился на свет маленький Мишенька, который чертами лица очень напоминал их покойного отца». Миша при рождении был записан в заводские крестьяне. Матери, Марии Николаевне, с большим трудом удалось устроить сына в Иркутскую гимназию, которую он окончил в 1849 году с золотой медалью. В дальнейшем обучении в университете император Николай 1 отказал Михаилу Сергеевичу, решив, что ему хватит и Иркутской гимназии.

    В ноябре того же года был определен на службу в главное управление Амурского края, где состоял чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири графе Н. Н. Муравьёве-Амурском.

    В течении семи лет исполнял разнообразные и ответственные поручения: дважды был командирован в Манчжурию для переговоров по поводу отношений с Китаем, руководил мерами по прекращению эпидемии холеры среди переселенцев, прибывших из внутренних губерний для заселения Восточной Сибири, принимал участия в первых Амурских экспедициях и занимался подготовкой снаряжения для них, привел в порядок поселения по Якутско-Аянскому тракту, устроил первые русские крестьянские поселения на Амуре между Мариинским постом и г. Николаевском, положив тем самым начало русскому землевладению на Дальнем Востоке.

    В 1853 произведён в коллежские секретари. В 1856 из Монголии прибыл в Петербург в качестве курьера. 26 августа того же года, в день коронации императора Александра II, послан в Сибирь с Высочайшим манифестом о прощении декабристов. Согласно именному указу Александра II от того же числа Волконскому был дарован княжеский титул, принадлежавший его отцу до осуждения по делу декабристов.

    В 1857 Михаил Сергеевич перешёл на службу на Кавказ, где был назначен в Комиссию по разбору пограничных дел с Персией. Затем состоял чиновником особых поручений при наместнике Кавказа князе А.И. Барятинском, был прикомандирован к войскам правого крыла Кавказской армии, находился на передовых Закубанских постах.

    Возвратившись в Петербург, был назначен помощником статс-секретаря Государственного совета по Департаменту законов, состоял в этой должности 14 лет.

    Являлся членом Комиссии для составления законоположений о преобразовании судебной части. Перевёл на русский язык и опубликовал "Устав итальянского гражданского судопроизводства" и "Наказ судебным установлениям Итальянского королевства".



    ещё один портрет Волконского Михаила Сергеевича в более зрелые годы

    В 1866 произведён в камергеры, в 1867 - в действительные статские советники. В январе 1876 получил чин тайного советника, пожалован в егермейстеры Двора Е.И.В. и определён состоять при Государственной канцелярии. В том же году был приглашён министром народного просвещения графом Д.А. Толстым на пост попечителя Петербургского учебного округа. В 1880 уволен с этой должности по собственному прошению и назначен почетным опекуном по ведомству императрицы Марии и членом Совета министра народного просвещения.

    В сентябре 1882 получил должность товарища министра народного просвещения, в последующие 13 лет председательствовал во всех главнейших комиссиях по этому ведомству и заменял министра в его отсутствие.

    С марта 1885 - сенатор. В январе 1890 пожалован в обер-гофмейстеры Двора Е.И.В.
    В мае 1896 назначен членом Государственного совета. В 1901 - 1905 был определён к присутствию в Департаменте промышленности.


    М.Е.Репин Портрет члена Государственного Совета обер-гофмейстера князя Михаила Сергеевича Волконского. Этюд для картины "Торжественное заседание Государственного Совета"

    Кавалер орденов Св. Владимира 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени, итальянского Командорского креста Св. Маврикия и Лазаря, персидского ордена Льва и Солнца 2-й степени со звездою, Бухарской золотой звезды 1-й степени с алмазами и других.

    Был женат на двоюродной племяннице Елизавете Григорьевне Волконской и имел сыновей: Сергея, Владимира, Александра. Их детство и юность прошли в петербургском доме, родителей, бывшем тогда одним из центров Петербургской культурной, да и придворной жизни. Насколько естественно приближена была семья Волконских к высшим кругам Петербурга можно понять из эпизода, о котором рассказывал позже Сергей Михайлович в своих «Воспоминаниях»: '' Встречалась нам в Летнем саду и императрица Мария Александровна (супруга императора Александра II). Не раз она останавливалась, приветливо кивая нам, а однажды вступила в разговор с нашей гувернанткой Элизабет…Та, с приседанием на каждом ответе, рассказала все, что следует, а императрица, улыбаясь и ласково погладив по щеке младшего брата Гришу, велела передать маменьке поклон от нее… Можете представить гордость нашу, когда мы с прогулки принесли матери поклон – от императрицы!''

    В доме Волконских бывали, помимо высших придворных чинов, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, И. С. Тургенев, В. С. Соловьев и еще целый ряд людей, чьи имена составляют славу и гордость России.

    Его сын - Сергей Михайлович (1860-1937) являлся одной из ярких и творческих представителей семейства Волконских. До революции он работал Директором Императорских театров, и за два года его пребывания на этом посту театральное искусство России ознаменовалось многими реформами. Он был «художником до мозга костей, горячо преданным искусству» (А. Бенуа), истинно творческой натурой. В декабре 1920 г. Сергей Михайлович вынужден был эмигрировать так, как «не смог увидеть своего места на этой исковерканной ложью и кровью земле… культура, силящаяся ''родиться из самой себя'' была ему чужда и непонятна, он не видел будущего за нею…». В последние годы жизни работал директором Русской консерватории в Париже. Источник сведений: http://davlekan.narod.ru/dallas/kn_volkon.htm

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    потомки Михаила Сергеевича:

    Волконский князь Сергей Михайлович*, р. 4 мая 1860 в им. под Ревелем. Санкт-Петербургский университет. Действительный статский советник, директор Императорских театров. В эмиграции в США. Ум. 25 окт.1937 в Ричмонде. Соч.: восп. “Родина” (1922).

    Волконский князь Петр Михайлович*, р. 17 сен.1861 в Санкт-Петербурге. Камергер, Балашовский предводитель дворянства. Эвакуирован до авг. 1920 из Ялты. В эмиграции во Франции. Ум. 1948 в Париже. Жена Елизавета Алексеевна (кн.Шаховская, 24 дек.1867 - 28 окт.1950 там же).

    Волконский князь Александр Михайлович*, р. 25 апр. 1866 в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский университет, офицерский экзамен при Николаевском кавалерийском училище 1890, академия Генштаба 1900. Офицер Кавалергардского полка. Полковник, военный агент в Риме.
    В эмиграции в Италии, 1919 член “Союза возрождения России в единении с союзниками” в Риме. Протоиерей, профессор Восточного института. Ум. 18 окт.1934 в Риме.
    Жена Евгения Петровна (Васильчикова, 30 окт.1871 - 24 окт.1924 там же), дети Даниил (8 мар. 1902 - 28 мая 1979 Пальма де Майорка; жена Ксения Павловна кн.Щербатова, 22 дек.1919 - 8 авг.1975 там же), Никита (16 нояб.1904 - 30 июля 1924 в Париже), Мария (Пашкова, 1906-68), Владимир, 1908.

    Волконский князь Владимир Михайлович*, р. 17 сен. 1868. В службе и классном чине с 1891. Тайный советник, камергер, товарищ министра внутренних дел, товарищ председателя Государственной Думы. С мая 1919 в Копенгагене. с сен.1919 намечен председателем Совета Русской Западной армии, но отказался. Участник Рейхенгалльского монархического съезда 1921 г.
    В эмиграции во Франции. Ум. 24 мар.1953 в Ницце. Жена Анна Николаевна (Звегинцева, 1870-1950 там же), дочь Елена, 1894.

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    С неё писался роман: "Что делать?"

    Она родилась в Петровском Заводе:



    Мария Васильевна ТРУБНИКОВА (18(6).01.1835, Петровский Завод, ныне Петровск-Забайкальский — 10.05(28.04).1897, Тамбов), дочь декабриста В.П. ИВАШЕВА. Сыграла большую роль в создании системы высшего женского образования в России.

    Выдающаяся деятельница женского движения в России М.В. Трубникова (урожденная Ивашева) родилась 6 (18) января 1835 года в г. Петровский Завод (ныне Петровск-Забайкальский) в Забайкалье.
    Ее отец, ротмистр Кавалергардского полка Василий Петрович Ивашев (1794-1840), был ссыльным декабристом, мать - француженка Камилла Ле-Дантю (1808-1839) приехала в Сибирь вслед за своим мужем в сентябре 1831 года.

    Уже в пять лет Маша осталась сиротой. Мать умерла в родильной горячке в декабре 1839 года, а отец - через несколько месяцев от апоплексического удара.
    Детям декабриста было позволено вернуться в дом тетки - княгини Хованской. Сиротство отложило на девочке отпечаток - она была впечатлительной и отзывчивой. В доме тетки она получила хорошее домашнее образование, обучаясь вместе с сыновьями Хованской. Она знала европейские языки, читала историческую, философскую литературу, воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, на идее служения народу.

    В 1854 году девятнадцатилетняя Мария Ивашева вышла замуж за Константина Трубникова - преуспевающего молодого чиновника, впоследствии – основателя и издателя либеральной экономической газеты "Биржевые Ведомости". Жених пленил невесту "главным образом своим либерализмом и цитатами из Герцена". Крестницу благословил декабрист Николай Басаргин. Через год в 1855 году молодожены переезжают в Петербург, где и начинается активная общественная деятельность Трубниковой. Она продолжает заниматься самообразованием, открывает либеральный салон.

    Вокруг Трубниковой собираются кружки бывших лицеистов - братья Серно-Соловьевичи, Алейников, Рихтер, Шамшин, Унковский. Посещают ее салон профессора Петербургского Университета (в т.ч. Кавелин), молодые женщины-дворянки. Салон испытывает влияние более радикальных кругов, так как члены кружка М.В. Трубниковой были близки к Чернышевскому.

    С первых же лет водворения в Петербурге Мария Трубникова и ее сестра Вера Ивашева (вспоследствии вышедшая замуж за Черкесова, лицейского друга Серно-Соловьевича) повели борьбу с предрассудками, укоренившимися в их окружении.

    Им был свойственен демократизм и сердечное отношение к людям независимо от их социального положения. Не редкостью в доме и салоне были гости в пледах и нигилистических балахонах. Встречи кружка друзей-гуманистов с нескончаемыми разговорами о "тяжелой народной доле" проходили на квартире Трубниковой.
    Незамужняя Вера вопреки неписаным законам ходила по улице одна, ездила на извозчике, не пользуясь каретой.

    Постепенно вокруг Марии и Веры сложился кружок состоятельных дам, решившихся так же бросить вызов обществу: они ходили по улицам без лакеев, вместо сложных причесок коротко стригли волосы, шили простые, часто уродливые платья, именно они впервые в России осмелились носить брюки, именно как женскую одежду (а не военную форму, как допустим, Дурова или Екатерина 2).

    Марию посвящала много сил и времени домашнему воспитанию. У неё было четверо дочерей. Однако воспитывала она их не так, как было принято в ее кругу. Приучая своих девочек к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду и огороде, Трубникова также прививала им любовь к чтению серьезной литературы и знанию языков, учила осознавать социальное устройство общества, тактично общаться с людьми низших социальных слоев, понимать трудности их жизни. Она передала дочерям свое понимание женской жизни - получить профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь. Не стоит и говорить, каким диким в те времена казалось подобное воспитание - не только окружающим, но и собственному мужу. Рассказывают, что перед возвращением отца семейства домой, девочки стремительно переодевались в "приличные платья барышень"...

    Впрочем, семейная жизнь вскоре расстроилась - Трубникова не могла одобрить финансовых афер, в которые ее муж частенько бросался, кстати, пустив по ветру и ее личное состояние, доставшееся ей от состоятельных родственников. Следуя традиции, Трубникова доверила мужу право на распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых операциях.
    Всё это привело Трубниковых к разводу, которого Мария Васильевна не побоялась, осознав, что ее муж не тот, кого можно называть порядочным человеком.
    Она осталась одна, без денег, с четырьмя дочками, которых требовалось содержать и воспитывать.



    Тем не менее, общественная деятельность Трубниковой усиливается, опираясь на богатых членов ее клуба. На углу Гороховой и Морской, в своем салоне Мария Трубникова принимала многих знаменитостей. С ней дружили чопорные аристократы и крайние радикалы, и она их всех умела примирить, за что получила прозвище Крейберг - по имени знаменитого укротителя диких зверей.

    Кружок, организованный Трубниковой, стал первой ячейкой женского движения в России. Вместе с Н.В. Стасовой (1822-1895) и А.П. Философовой (1837-1912) Мария Трубникова составила "женский триумвират", который отстаивал феминистские идеалы.

    Трубникова стала организатором и первым председателем благотворительного "Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга" (1859).
    Целью Общества было обеспечить дешевым и чистым жильем нуждающиеся семьи, особенно те, где не было отцов: нанимались дешевые квартиры, где селили женщин, брошенных мужьями, вдов, обремененных детьми, и т.п. При Обществе открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для неимущих женщин.

    Первые русские феминистки, в отличие от западных, боровшихся за избирательные права, направляли свою деятельность на достижение равного права на труд и образование. Мария Трубникова, Надежда Стасова (дочь архитектора В.П. Стасова и сестра критика В.В. Стасова), Анна Философова сформулировали собственные концепции, а также стратегию. Они последовательно, через реформы добивались поставленных задач.
    Их взгляды были умеренными, либеральными, они предпочитали мирный путь повышения статуса женщины, в первую очередь в социальной и образовательной сферах. В отличие от революционерок, они считали улучшение положения женщин делом рук самих женщин.

    Второе отличие заключалось в том, что феминистки на Западе стремились отделиться от мужской иерархичной системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Наши же русские феминистки считали необходимым использовать все существовавшие мужские структуры в своих целях.

    После реформы 1861 года женщины вступили в общественное движение. Речь шла в основном о так называемом "дворянском" женском пролетариате, т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей, вынужденных зарабатывать на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти "благородные девицы" и стали основательницами женского движения в стране. Первые русские феминистки принадлежали к привилегированному классу. Идеи уважение к человеческой личности были естественными для той среды, из которой они вышли. Их деятельность часто носила благотворительный характер, что вызывало критику и обвинения в ханжестве со стороны разночинных революционеров, которые звали их "аристократками". Ведь и Н.В. Стасова, и А.П. Философова, и А.А. Оболенская были потомственными дворянками.
    Впрочем, родоначальницей русских феминисток считается Мария Васильевна Трубникова, автор перевода книги француженки Женни д'Эрикур "Свободная женщина".

    Сферой деятельности, дававшей заработок для женщин ее круга, было литературное творчество. Мария Трубникова первая сумела поставить эту работу на профессиональные рельсы и научилась зарабатывать этим трудом деньги.

    Прекрасно владеющая пятью языками, она переводила романы и статьи, писала работы о женском положении в обществе для европейской прессы.

    В 1862 году М.В. Трубникова выступила инициатором создания в Петербурге "Издательской артели" женщин-переводчиц, в составе которого были выдающиеся представительницы женского движения. Общество поставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом и создать в России систему высшего женского образования. Артель должна была обеспечить женщин квалифицированной работой и в то же время выпускать "хорошее чтение для подрастающих поколений". Весь издательский процесс от переплетных до иллюстративных работ, от перевода до редактирования, осуществлялся женщинами, получавшими деньги за свой труд. Власти не утвердили устав артели, но она не распалась, а с 1863 года приступила к изданию отобранных для переводов иностранных книг. Главным редактором, бухгалтером и связующим звеном с переводчицами была Трубникова.
    За время работы артели впервые в России увидели свет произведения Л.Олкотт, О.Тьерри, Бетса, Д.Элиота, "Происхождение видов" Дарвина и другие. В 1868 году роскошное издание "Новых сказок" Андерсена, подготовленное Трубниковой и Стасовой с иллюстрациями академика М.П. Клодта отослали в Данию, в дар сказочнику.

    Мария Трубникова старалась ставить пред собой реальные задачи: если невозможно сразу изменить положение женщин всех социальных слоев, следует осуществить переворот хотя бы в судьбе женщин ее круга.
    Прежде всего, для женщин было нужно систематическое образование.
    С 1867 года Трубникова добивалась открытия в Петербурге Высших женских курсов, вела горячие переговоры с министром народного просвещения графом Толстым о возможности получения женщинами университетского образования. Трубникова составила прошение на имя ректора Петербургского университета, подписанное многими влиятельными людьми, - ее обширные знакомства очень помогли.
    Нужно сказать, что до середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии.
    Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые: Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.С. Соловьев.

    Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались женщины. М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова будоражили общественное мнение, находили материальные средства для осуществления своей мечты.

    Первые женские Аларчинские курсы были открыты в Петербурге в апреле 1869 года, затем, в 1870 году - Владимирские курсы, которые привлекли массу слушательниц, но они давали знания в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов.
    Лекции начались в январе 1870 года, из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин.

    Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. В 1878 году были открыты Бестужевские курсы, как официальное правительственное учреждение, в котором приняли участие все выдающиеся силы Петербургского университета. По имени своего первого директора - академика, историка К.Н. Бестужева-Рюмина (племянника декабриста) - курсы получили название Бестужевских.



    В первый год существования курсов, на них сразу записалось около 800 женщин. На 4-летних курсах давали историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование. На первых порах у бестужевок не было ничего: помещений для аудиторий, лабораторий, приборов и оборудования, денег. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова развили бурную деятельность для помощи курсам: приглашали популярных артистов на благотворительные концерты, устраивали лотереи, книжные базары.

    Через год удалось снять этаж в одном из домов, а в 1885 году курсы перебрались в специально построенное и оснащенное здание на 10-й линии Васильевского острова.


    Бестужевские курсы - сейчас ЛГУ математико-механический факультет


    Когда в 1891 году в России разразился повальный голод, М.В. Трубникова в письме к Н.В. Стасовой приглашала бывших участниц переводческой артели издать сборник в пользу голодающих крестьян. "Тряхните, дорогая, стариной, - писала Трубникова, - издайте от лица покойной артели сборник с биографиями бывших и современных друзей человечества. Наши бывшие артельщицы с радостью пожертвуют трудом для голодных". Но в 1890-х годах возродить женскую издательскую артель не удалось. Однако были созданы другие артели. В Петербурге на средства госпожи Мининой открыли женский рабочий зал, где за небольшую плату можно было пользоваться различным оборудованием. Открывались общества взаимопомощи: Петербургская артель кассирш, продавщиц и бухгалтеров, Петербургское общество взаимопомощи акушерок, Петербургская артельная мастерская женских рукоделий, при которой действовали благотворительная школа по обучению рукоделий и ссудная касса; и даже касса взаимопомощи невест в Москве.

    М.В. Трубникова сотрудничала в "Журнале для Акционеров", "Биржевых Ведомостях", заведуя литературным отделом, "Санкт-Петербургских Ведомостях", где полемизировала по женскому вопросу с Н.С. Лесковым, "Вестнике Европы", "Новом Времени" и т.д. Под ее редакцией и ею самой переведен ряд сочинений по истории, публицистике, детской литературе.



    Деятельность Трубниковой одобрял Александр II, с ней переписывались великий сказочник Андерсен, французская романистка Андре Лео, английская издательница Жозефина Буттлер.

    Мария Трубникова стала знаковой фигурой русского феминизма, именно ей адресовано знаменитое "Письмо русским женщинам" (1868) английского философа и экономиста Джона Милля. "Милостивая государыня, - писал он, - с чувством удовольствия и уважения я узнал, что в России нашлись смелые женщины. Благодаря Вам Россия, быть может, опередит просвещенные страны".
    Трубникова была лично знакома с Чернышевским, и ее черты узнаваемы в героинях романа "Что делать?".

    Личная жизнь Марии Трубниковой не складывалась гладко. Ее много обманывали, и она часто обманывалась.
    Революционеры, с которыми она была близка, разочаровали и страшили агрессивностью методов переустройства общества. Так, к ней с почтением и дружелюбием относилась Софья Перовская, искавшая каждую свободную минуту, чтобы "побеседовать и поспорить с Трубниковой". Но Мария Васильевна решительно отрицала террор, признавая лишь эволюционное развитие общества.

    Жизнь под конец казалась Трубниковой не под силу - ее мучил невроз, угнетало причастие людей, с которыми она была идейно связана, к убийству Александра II, благоволившего к ней. Привыкшая отвечать за все свои поступки и результаты собственных идей, она внутренне приняла эту вину на себя и ничего себе не простила. От потрясения она так и не оправилась до конца жизни.

    Замкнуто и уединенно заканчивая дни, она писала в 1880 году Анне Философовой: "Моя жизнь сложилась так, что я не вижу никого и исключительно строчу, строчу переводы, что очень успокоительно для нервов и очень душеспасительно, так как уединяет человека от всего мира не хуже монастырских стен. Убедилась, что у Вас много радости впереди, так как большей радости, чем сознательно гордиться своими детьми, у человека быть не может. Тот, кому судьба дает это счастье, должен удивляться, почему так наклепали все поэты на осень и зиму жизни - по-моему, это лучшая пора жизни, а если не лучшая, то уж наверное такая же прекрасная, как и все остальные. Сознаюсь, это открытие было для меня большим и одним из лучших сюрпризов. Потому что я, как и все, более или менее, думала, что осень жизни - вещь печальная. И очень побаивалась ее".

    Личная судьба М.В. Трубниковой, о которой в конце XIX века с восторгом писали многие журналы в Петербурге, грустна и поучительна. Она не была счастлива в личной жизни. Неудачное замужество, разорение семьи… Взрослые дети, выбравшие самостоятельные жизненные дороги, были горячо привязаны к матери и более всего боялись ее огорчить, потому многое от нее скрывали. А скрывать от матери было что: и бутырская тюрьма дочери Ольги (в замужестве -Булановой), близкой к "Народной воле", и полицейский надзор над мужем младшей Марии. Рано умершая Мария Вырубова, самая болезненная и самая красивая, вслед за мужем, морским офицером, стала членом "Чёрного передела". Повторив подвиг своей бабушки, Камиллы Ле-Дантю, Мария Вырубова последовала за мужем в ссылку.

    В начале 1881 года М.В. Трубникова была вынуждена уже совсем отойти от общественной деятельности, жила почти безвыездно в имении одной из своих замужних дочерей. Проведя два года в тамбовской психиатрической больнице, Трубникова так и не поправилась. Но до самой кончины она не прерывала сношений с выдающимися деятельницами по женскому движению во Франции, Англии, Швейцарии и Северной Америке, сообщая им о положении женского дела в России, и с той же целью участвовала в некоторых иностранных изданиях. После мучительных лет болезни она умерла 28 апреля (10 мая) 1897 года в Санкт-Петербурге, в полном душевном расстройстве.

    Все дочери вышли замуж, родили детей, двое из них стали писательницами - Вера Черкесова и Ольга Буланова. Сестры держались дружно.


    Ольга Буланова (Трубникова)

    Две Марии, мать и дочь, похоронены на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Но в советское время на могиле осталась одна надпись: Мария Васильевна Трубникова. Инициалы другой Марии старательно соскоблили - видимо, потому что сама фамилия Вырубовой (помятуя о другой однофамилице) казалась властям одиозной.


    Могила двух Марий - матери и дочери Трубниковой и Вырубовой.

    ТРУБНИКОВА Мария Васильевна (1835-1897)

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: С неё писался роман: "Что делать?"

    Из воспоминаний старшей дочери Марии Трубниковой - Ольги Константиновны Булановой-Трубниковой:

    "В семье нашей существовал культ декабристов, о них всегда говорили с благоговением, чему не мало способствовало присутствие нашей старушки-няни, живой свидетельницы жизни их на каторге и поселении. Крепостная родителей моего деда-декабриста, она вызвалась ехать в далекую Сибирь с его невестой, моей бабушкой К. П. Ле-Дантю, прожила с ними все время их пребывания в Петровском заводе и на поселении, вынянчила всех их детей и была им верным и преданным другом. Пользуясь полным доверием Ивашевской семьи, она неоднократно ездила из Сибири в Симбирск и обратно, перевозя деньги и исполняя разные секретные поручения. О декабристах она всегда говорила со слезами на глазах и проклинала их мучителя — царя Николая, которого мы, дети, привыкли ненавидеть чуть ли не с пеленок."

    Книга Ольги Булановой -Трубниковой «Три поколения», рассказывавшая историю семьи Ивашевых-Трубниковых-Булановых – многократно переиздавалась в советское время.

    В мемуарах Ольги Булановой упоминаются также трое их детей. Вероятно, где-то есть информация о том, что случилось дальше с этими детьми, но мне эта информация не известна.

    Сама Ольга Буланова умерла в Ленинграде в 1942 году.

  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    Ещё одна землячка - Анна Янчуковская родилась и выросла в Забайкалье и принадлежала к женщинам, вышедшим замуж за декабристов по окончании ими каторжного срока.

    Она появилась на свет 8 декабря 1820 года в Петровском заводе. Дед ее был католическим священником из старинного польского дворянского рода. Отец, Федосий Федорович, в 1814 году окончил Императорскую медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и сразу был определен на Нерчинские заводы (по горному ведомству). По приезде в Восточную Сибирь Федосий Федорович был назначен лекарем, а с 1821 года штаб-лекарем Петровского Завода.



    В сентябре 1830 года во вновь построенную тюрьму Петровского Завода из Читинского острога перевели декабристов.
    Штаб-лекарь Янчуковский был, естественно, своим человеком в каземате и домах жен декабристов, нередко помогал им.
    Детство Анны прошло среди этих людей. Чаще всего она бывала в семье Трубецких, дружила с детьми и была окружена заботой и вниманием хозяйки дома Екатерины Ивановны.


    Когда в 1839 году закончился срок каторги для декабристов первого разряда, их стали отправлять на поселение. В марте Нерчинский комендант, полковник Ребиндер докладывал генерал-губернатору Восточной Сибири генерал-лейтенанту Руперту:

    "Из числа состоящих в ведении моем государственных преступников Александр Сутгоф желает вступить в законный брак с дочерью бывшего штаб-лекаря при Петровском железном заводе, надворного советника Янчуковского девицею Анной Янчуковской, просил моего в том ходатайства".



    Разрешение генерал-губернатора было дано, и "... Александр Сутгоф обвенчан 17-го числа текущего месяца" (апреля. - Прим. авт.).
    Супругов определили на поселение в Введенскую слободу вблизи Иркутска. После того как купленный ими дом сгорел, они перевелись в село Куда, а затем в село Малая Разводная той же губернии. Несмотря на жизненные трудности, постепенно наладился быт. В ежемесячном донесении Иркутского Гражданского губернатора в Петербург о поведении ссыльных, в марте 1844 года, о Сутгофе говорилось, что он "... занимается чтением книг и домашним хозяйством, ведет себя похвально, в образе мыслей скромен".
    Однако в 1848 году по хлопотам матушки совсем неожиданно 46-летнего ссыльнопоселенца отправляют на Кавказ рядовым, с правом выслуги.
    Свой путь из Иркутской губернии Александр Николаевич описывал так:
    "... до Казани мы ехали долго и скучно, от Казани до Ставрополя еще дольше и скучнее, особенно от Дубовки до Новочеркасска - лошади были так дурны, что две станции мы тащились на быках... В Ставрополе мне объявили, что в Тифлис мне незачем ехать, что главнокомандующий назначил мне полк и что я должен в него прямо отправиться. Пробывши там четыре дня (в Ставрополе. - Прим. авт.), мы с женой поехали в разные стороны, она в Москву, к сестре моей, а я в Большую Кабарду, в укрепление егерского полка... Жена возвратилась ко мне в декабре месяце. Ей Кавказ не понравился, особенно первое время ее приезда мы ежедневно спорили. Очень натурально, что ей здесь скучно, особенно когда я уезжаю... Всего более тревожит жену мою летний поход...".

    В марте 1849 года А. Сутгоф писал С. Трубецкому в Иркутск: "Мы живем порядочно, жена иногда скучает и побранивает Кавказ, но от этого ни ей, ни Кавказу не хуже. Теперь она занята. Помогает Варваре Николаевне Бельгард (супруга Карла Александровича Бельгарда - генерал-майора, командира Кавказской гренадерской бригады. - Прим. авт.) ухаживать за ее сыном, недавно родившимся. Я ее редко вижу, она приходит по нескольку раз в день на минутку. Ссорится со мной за то, что у меня открыто всегда окно - кавказский климат до сих пор ни ей, ни мне не вреден, жена еще жалуется иногда на головные боли...
    14 апреля я с батальоном отправляюсь в Дагестан... нам назначено чрез Моздок и Кизляр прибыть в Темир-Хан-Шуру. Маршрут прислан только вчера, жена узнала об этом первая и не перестает плакать и бранить Кавказ, мне видеть ее слезы не совсем весело, урезонить же ее невозможно".


    В этом письме есть приписка Анны Федосеевны к Екатерине Ивановне Трубецкой: "Чтение письма Вашего, добрейшая княгиня, доставило мне одну из приятнейших минут в моей нальчикской жизни. Получив его, я мысленно перенеслась в Петровский Завод и в Иркутск, где так была счастлива в кругу вашего семейства. С Кавказом я бы еще могла примириться, если бы не экспедиции, в которых муж должен бывать, мне и так тоскливо, оставаться же одной на несколько месяцев слишком тяжело для меня... За ласки, которые вы продолжаете оказывать брату Виктору (Янчуковскому, тому самому, что был лучшим учеником в казематской школе и отправился дальше учиться в Петербург - Прим. авт. ) благодарю вас душевно, преданная вам Анна".

    У рядового Сутгофа началась походная жизнь, полная тревог и ожиданий. Кубанский егерский полк принимал участие в боевых действиях с горцами, осаде аулов, прокладке просек и дорог, расчистке завалов. Через год, в ноябре 1850 года, А. Сутгоф был произведен в унтер-офицеры со старшинством. Прапорщиком декабрист стал в ноябре 1854 года. Манифестом от 26 августа 1856 г., по случаю коронации Александра II, Сутгофу было пожаловано потомственное дворянское достоинство и право свободного избрания места жительства. Супруги переехали в Москву, где Александр Николаевич некоторое время заведовал фехтовальной школой. Но, по состоянию здоровья, ему был необходим теплый климат, и он хлопочет о возвращении на Кавказ. Добивается назначения "Смотрителем казенных зданий Углекислых минеральных вод". В октябре 1858 года Анна Федосеевна вместе со своей матушкой Евдокией Петровной выехала на Кислые воды. В начале следующего года вслед за ними поспешил и Александр Николаевич. Посетители Кисловодска сезона 1859 года могли часто видеть высокого, седого, статного подпоручика, смотрителя минеральных вод. Затем его переводят в Грузию, где он одновременно занимал должность управляющего Боржомским казенным имением и Дворцом Великого князя Михаила Николаевича. Впоследствии, в связи с ухудшением здоровья, он остается только смотрителем дворца.
    За эти годы Сутгофу последовательно присваивают звания поручика штабс-капитана и, наконец, в декабре 1870 года, капитана. В письмах Александр Николаевич жаловался на скуку, отсутствие книг и журналов, дороговизну продуктов, вечный кашель и простуду. Анна Федосеевна, как могла, поддерживала его. Посещение Тифлиса да редкие поездки в Москву к сестре и племянникам вносили разнообразие в последние годы их совместной жизни. Заболев воспалением легких, 14 августа 1872 года А.Н. Сутгоф скончался в возрасте семидесяти лет и был похоронен в ограде Боржомской церкви Иоанна Крестителя.
    Весной 1873 года Анна Сутгоф обратилась с просьбой о назначении пенсии: "Муж мой, капитан Сутгоф, состоя на службе с 1 ноября 1848 года, умер, оставив меня без всяких средств к существованию... всеподданнейше прошу... мне, на основании законоположений, назначить пенсион... по жительству моему в местечке Боржом Тифлисской губернии".
    В положительном ответе Главнокомандующего Кавказской армией было сказано, что "во внимание к исключительным обстоятельствам, сопровождавшим службу означенного офицера, его безукоризненной, по возвращении из ссылки в Сибирь, службе на Кавказе, и оказанным им на Кавказе военным отличиям, равно в уважении крайне бедного положения вдовы... производить со дня смерти мужа из Государственного казначейства выплату в размере 315 рублей в год".

    Сведений о дальнейшей судьбе Анны Сутгоф совсем немного. Известно, что в 1886 году она ездила в Москву на похороны сестры мужа - Анны Николаевны, вдовы генерал-майора Кирилла Михайловича Нарышкина, брата декабриста Нарышкина. Дата смерти Анны Федосеевны неизвестна (она была указана на могиле, но ни церкви, ни кладбища не сохранилось. В советское время там был построен санаторий). После ее кончины в Боржом из Сибири приезжал племянник Виктор Викторович Янчуковский, который продал доставшийся по наследству небольшой дом, сфотографировался на фоне гор в бурке и уехал обратно в Иркутск. Возможно, точнее о дате смерти Анны Сутгоф могут рассказать метрические книги Боржомской церкви, хранящиеся, думается, в Тбилиси, но поездка в Грузию сегодня сопряжена с определенными трудностями, хотя надежда у исследователя всегда остается.
    (Источник: "Ставропольская правда" 20 декабря 2002 г.)

    В Иркутске сейчас проживают потомки Виктора Янчуковского.

    Название: потомок ученика Николай Викторович Янчуковский. Кон.jpg
Просмотров: 1018

Размер: 6.8 Кб
    потомок ученика Николай Викторович Янчуковский. Конец 1940х – начало 1950х гг.



  7. #7
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    Название: 17332.jpg
Просмотров: 1022

Размер: 9.0 Кб

    Акция объединила 19 потомков декабристов, писателей, музейных работников, историков, учителей, библиотекарей, архивистов. Самому молодому участнику поездки студентке Санкт-Петербургского университета Марии Пастуховой было 22 года. Энергично выглядела невысокого роста женщина, работающая над тематикой декабризма, Е.Барышева, 1913 года рождения, сумевшая на долгие лета сохранить физическое и нравственное здоровье. Тюменскую область представлял также писатель, главный редактор журнала «Врата Сибири» А.Васильев.
    Счастливым стало знакомство с руководителями группы Владиславом Немчиновым, заместителем руководителя Международного союза «Мужество и гуманизм», и Эмилией Резуновой, членом общества «Наследие декабристов». Удача сопровождала меня все путешествие. Мне повезло, что в одном купе со мной ехала директор Туринского музейного комплекса Зинаида Мачихина, очаровавшая своей мудростью, широтой души.
    В Иркутске к нам присоединилось два музейных работника: заведующая научной библиотекой Иркутского музея декабристов Вера Акулова и заведующая музеем в Урике Вера Евдокимова.
    Искрометным чувством юмора обладал старший научный сотрудник Ставропольского музея Виктор Кравченко. Член Союза писателей России, он буквально по крупицам собрал информацию о декабристах, отбывающих наказание на Кавказе, написал большое количество монографий на данную тематику. Примечательно, что книги изданы им за счет личных средств. Виктор Николаевич представил меня потомку декабриста С.Е.Раича Вячеславу Володчинскому, журналисту по профессии и призванию.
    Позже произошло знакомство с потомками декабриста Н.О.Мозгалевского Людмилой Прижигодской, инженером по специальности, с большим опытом работы на педагогическом поприще, великолепно знающей свою родословную, и ее дочерью Ольгой, преподающей английский язык в одном из вузов Санкт-Петербурга.
    Петербуржец Кирилл Новиков, по профессии инженер-конструктор, оказался потомком А.Ф.Бриггена.
    Потомки декабриста В.Л.Давыдова и П.Я.Чайковского, троюродные сестры, познакомились только на железнодорожном вокзале, незадолго до отправления поезда Москва — Чита. Тамара Коськина, работающая пенсионерка, обслуживает компьютерные бухгалтерские программы. Елена Ховард для участия в поездке специально приехала из Англии. Она — домохозяйка, мама двоих детей и бабушка троих внуков.
    Высокий интеллигентный мужчина 70 лет выделялся грамотной русской речью, которую за редким исключением слышишь по радио и телевидению. Это потомок декабриста А.И.Одоевского Алексей Максин. В его глазах светились доброта и неподдельный интерес к собеседнику. Всю жизнь конструировал суда, самолеты, внес большой вклад в развитие отечественной техники. Сейчас, нисколько не бравируя, увлекается выращиванием на своем дачном участке декоративных растений, а в зимний период пробегает 85 километров на лыжах.
    С Татьяной Ознобишиной, потомком декабриста В.Н.Лихарева, членом Санкт-Петербургского союза архитекторов, мне посчастливилось познакомиться еще в 2007 году на XIX областном историко-культурном фестивале «Декабристские вечера», проходящем в г.Ялуторовске. Она удивительно сочетает в себе талантливого архитектора, реставратора и знатока российской истории. Свободно изъясняется на нескольких иностранных языках. Татьяна Николаевна по-французски представила меня Марии Вуарен Бибикофф, потомку декабристов Муравьевых. В Петровск-Забайкальский француженка поехала, чтобы посетить склеп, где покоится Александрина Муравьева.
    Перед поездкой у меня возникал вопрос, ценить ли потомков декабристов только за то, что они продолжатели родов «лучших из дворян». Оказалось, все они самодостаточны, каждый из них — кладезь разного рода знаний. Их интеллигентность, образованность, любовь к истории своей Родины внушают уважение к ним.

    Возможность проехать по пути следования декабристов предоставила Международная акция «Товарищ, верь!..», главная цель которой — просвещение молодого поколения через конкретные памятные даты в истории России.

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    Ольга Стефанович
    Свидетелями поистине исторического события стали жители столицы Забайкалья на прошедшей неделе
    48 участников международной акции-проекта "Товарищ, верь:", посвященой движению декабристов, побывали в Чите. Потомки декабристов Никиты Муравьева, Василия Давыдова, Николая Бестужева и многих других прибыли в столицу края из Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, Франции, Эстонии, Великобритании.
    В течение двухдневного визита гости успели многое: побывали на экскурсии по Чите, посетили спектакль "Капитанская дочка" в Забайкальском краевом драматическом театре, встретились с общественностью в администрации городского округа "Город Чита", побеседовали с заместителем председателя Правительства Забайкальского края Натальей Ждановой, побывали на встрече с военнослужащими в Песчанке и посмотрели спектакль, посвященный жизни декабриста Ивана Горбачевского, который прошел в Музее декабристов в исполнении артистов нашего драмтеатра.

    В минувшие выходные они посетили город Петровск-Забайкальский. Там они провели несколько десятков встреч с общественностью и побывали на городском кладбище, где низко поклонились праху своих предков.
    Каждый из участников этой акции во время встреч с забайкальцами стремился как можно больше рассказать о своей родословной, потому что семья любого отдельно взятого декабриста - это кладезь талантов и интереснейших событий. Но, к сожалению, из-за нехватки времени глубокого разговора с потомками декабристов так и не получилось. Отрицательную роль в этом сыграл еще и тот факт, что организаторы не позаботились о том, чтобы у тех же журналистов был на руках список участников акции "Товарищ, верь:". И даже на пресс-конференции корреспондентам пришлось работать по принципу: "Догадайся сам, с кем имеешь дело!".
    Во время интервью с представителями местных СМИ потомки декабристов, догадавшись о том, что практически все журналисты мало осведомлены об их визите в Читу, требовали, чтобы корреспонденты в их присутствии точно записывали в свои блокноты их инициалы и должности.
    Самым трогательным моментом в этом двухдневном визите стал просмотр потомками декабристов спектакля об Иване Горбачевском в Музее декабристов. Многие из них, прослезившись, отмечали блистательную игру читинских актеров и от всей души благодарили режиссера-постановщика этого спектакля Алексея Тебенькова и актера Алексея Заинчковского, с предельной точностью создавшего образ декабриста Ивана Горбачевского.
    Вероника Лебедева, праправнучка декабриста Сергея Кашкина, приехавшая в Читу из Санкт-Петербурга, сказала, что такого внимания к декабристской теме, как в Забайкальском крае, она не встречала ни в одном регионе нашей страны.
    Другой участник акции "Товарищ, верь:", Василий Муравьев-Амурский, отметил, что напрасно о современной молодежи говорят, что ей нужны только деньги:

    • Встретившись со студентами читинских вузов, как преподаватель говорю вам, что очень образованная в Забайкалье молодежь. А самое главное - благодаря широкой просветительской работе читинские юноши и девушки намного отзывчивее и богаче духовно тех ребят, которые проживают в центральной части России. В Санкт-Петербурге или Москве, например, на такое мероприятие, как встреча с потомками декабристов, трудно будет кого-нибудь собрать.

    Многое осталось недосказанным, но, наверное, и в этом есть что-то положительное, потому что потомки декабристов уехали из Читы с легкой грустью, с желанием вновь вернуться сюда. Надежду на возвращение на нашу землю потомкам декабристов дала заместитель председателя Правительства Забайкальского края Наталья Жданова. Она сказала, что руководство края будет искать возможности для того, чтобы в следующем году они вновь посетили наш край.
    2008 Забайкальский рабочий

  9. #9
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    Потомки ссыльных декабристов посетили рудник в Забайкалье

    Делегация из 58 человек, в составе которой были потомки декабриста Бестужева и других, посетила Петровск-Забайкальский район Забайкальского края. Как сообщила начальник отдела культуры Петровск-Забайкальска Татьяна Маева 12 августа, двухдневную программу пребывания составили экскурсия по городу, научно-практическая конференция, восхождение на Лунинскую сопку, посещение Балягинского рудника.
    В экспедиции приняли участие молодые люди из Новосибирска, Улан-Удэ, Новоселенгинска, Гусиноозерска, Тарбагатая. С ними также приехал московский писатель Владимир Бараев.
    Это уже пятая всероссийская экспедиция, организованная улан-удэнской общественной организацией «Наследие декабристов».

    По материалам Чита.ру

  10. #10
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Декабристы и их потомки.

    Международная акция "Товарищ, верь!.." стартовала в 2004 году в честь 180-летия восстания на Сенатской площади.
    Забайкалье стало местом каторги и ссылки более 80 декабристов. Сюда вслед за мужьями прибыли 11 жен.
    В Чите сохранилась Михайло-Архангельская церковь, где венчались декабристы. После отбытия каторжных работ в Нерчинске часть осужденных в 1827 году собрали в читинской тюрьме, а в 1830 году их пешим этапом в 600 км перевели во вновь отстроенную тюрьму Петровского завода.
    В городе Петровск-Забайкальский одна из улиц с тех пор носит название Дамская. На ней жили жены декабристов, которые ради мужей отказались от светской жизни в столице и дворянских привилегий. После истечения сроков тюремного заключения большинство узников к 1839 году были отправлены на поселения в различные уголки Сибири.
    Именно в читинском остроге началась просветительская деятельность декабристов. Они организовали свою "академию", где изучали иностранные языки, военные науки, математику, астрономию, физику, химию, анатомию, историю России, философию, русский язык и словесность.

Похожие темы

  1. Декабристы
    от toyohara в разделе Декабристы
    Ответов: 33
    Последнее сообщение: 23.01.2013, 01:51

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •