Показано с 1 по 8 из 8

Тема: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	26b30d51a684.jpg 
Просмотров:	143 
Размер:	60.3 Кб 
ID:	1361

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	49_139_17_front_CP4.jpg 
Просмотров:	140 
Размер:	165.9 Кб 
ID:	1362

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	49_139_40_front_CP4.jpg 
Просмотров:	114 
Размер:	170.8 Кб 
ID:	1363

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	49_139_21_front_CP4.jpg 
Просмотров:	95 
Размер:	201.8 Кб 
ID:	1364

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	49_139_3_front_CP4.jpg 
Просмотров:	114 
Размер:	197.5 Кб 
ID:	1365

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	49_139_28_front_CP4.jpg 
Просмотров:	90 
Размер:	200.6 Кб 
ID:	1366

    ....Декорации старых, давно позабытых времен.
    Дам в роскошных нарядах с цветами в высоких прическах,
    И лакеев, читающих списки известных имен
    Приглашенных на праздник, исполненных светского лоска.


    А в заброшенных залах прислуга разводит огонь,
    В канделябрах расставлены сотни свечей, словно искры.
    Начинаются танцы, ладонь снова ляжет в ладонь,
    И закружатся пары восторженно, ярко и быстро.



    Льется музыка сверху, то нежно, светло и легко,
    То чарующе плавно, себе подчиняя движенья.
    За цветными окошками сладким густым молоком
    Расстелился туман... в зеркалах не найти отраженья



    Этих странных фигур, что под утро растают как сон.
    Вновь исчезнут ковры, гобелены и яркие краски...
    И еще один миф, ляжет в книгу Эпох и времен,
    Оставляя печаль безвозвратно утерянной сказки...

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    О балах в провинции в начале 19 века.

    Эразм Иванович Стогов
    ВОСПОМИНАНИЯ

    "Форштадт при крепости был большой, там жил атаман линейных казаков Броневский. На другой же день он пригласил нас на бал. Молодых дам и барышень было много, но кавалеров танцующих мало. Казацких офицеров было много и на подбор красавцы, стройные молодцы, любого в натурщики скульптору; комендант мне сказал, что все они хорошего поведения, но малограмотны и для общества не годятся; их делают офицерами для красоты фронта. Я видел фронт казаков — это богатыри и красивы, что за люди, что за кони! Танцевали только экосез, да круг с шеном и крестом. В первый же бал мы стали львами, научили матрадур, тампед, кадриль с вальсом и даже котильон. Начались бал за балом каждый день. Мы ввели, что мужчины не садятся ужинать, а ходят, занимая и служа дамам. Хорошеньких замечательно много дам и девиц, молодые скоро знакомятся. Хорошенькая барышня, развитее других, особенно мне нравилась; я уговорил ее сесть близко музыкантов и напевал ей, стоя за стулом. Она испуганно говорит: «Отойдите, маменька грозится». Старуха, сухая, длинная, с другого конца стола грозит сердито предлинным пальцем. Я бросился к старухе и притворился уверенным, что она звала меня пальцем. Старуха, чиновная, сконфузилась, уверяла, что это она — Глафире, но более не грозила.

    Вот какая была Азия в Омске..."


    приводится по записи bodhij: Балы русской глубинке в 19 веке.

    Название: Бал данный в Иркутске в 1805 г..jpg
Просмотров: 2536

Размер: 30.2 Кб Бал данный в Иркутске в 1805 г.

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    Подготовка к балу

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	3a207899f3fa.jpg 
Просмотров:	99 
Размер:	23.7 Кб 
ID:	1379

    Название: 1820 – Вечернее платье.gif
Просмотров: 2567

Размер: 53.8 Кб

    "Лизаньку намащали различными веществами, взятыми в косметической лавке - помада, духи, притиранья, румяна, - и перед балом уложили спать... Но вскоре возвестили приход парикмахера.
    Лизанька вышла в уборную полусонная, полуодетая, в легком коленкоровом капоте, который почти ничего не скрывал и в которых видят девушек одни горничные и... хладнокровные парикмахеры. Ее посадили перед зеркалом, окружили полдюжиной девок, осветили свечами. Искусная гребенка пробежала по собственным ее волосам! К ним присовокупили две косы и восемнадцать буколь, насадили кустарник цветов, вплели бусов и шнурков, а заботливая маменька раз десять переделывала все труды парикмахера и все находила, что прическа не к лицу.

    Настало время приниматься за шнурование. Сам Франк примерял выразительный корсет, лишнее ушил и урезал; две смены самых здоровых горничных затянули двойные шнурки, - Лизанька худела в одном месте, чтобы в другом сделаться роскошней.

    Наконец, принесли пару белых атласных башмачков от госпожи Рисе и чудесное произведение модного искусства - прозрачное флеровое платье от мадам Мегрен, обшитое атласными фигурками, изображение которых, составляющее предмет гордости модных торговок, есть доказательство гения и и совершенства вкуса. На Лизаньку с почтением надели эфирное вещество сие.

    Но возможно ли?.. О горе!.. О злодеяние! Оно длинно! Заботливая мать приходит в бешенство, несчастная Лизанька страдает, служительницы падают ниц, подшивают платье и открывают ноги, которые уже не раз привлекали злодейские лорнеты.
    Щеки покрыты румянцем. На шею Лизаньке надели заимообразные бриллианты и окурили благовониями... "Не забудь мои советы, - громко сказала матушка, садясь в карету..."

    "Московский телеграф 1826г."

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	1826- бал.jpg 
Просмотров:	77 
Размер:	86.9 Кб 
ID:	1381

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	нач.19 века.jpg 
Просмотров:	62 
Размер:	185.6 Кб 
ID:	1386


    для сравнения описание подготовки к балу у Л.Толстого (бал проходил в 1810 году):

    Название: наташа ростова-2.jpg
Просмотров: 2454

Размер: 20.8 Кб

    В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.

    Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни.
    Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше.
    Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны à la grecque.



    Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала.
    Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре.
    Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.



    -- Не так, не так, Соня, -- сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. -- Не так бант, поди сюда. -- Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.


    -- Позвольте, барышня, нельзя так, -- говорила горничная, державшая волоса Наташи.

    -- Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.

    -- Скоро ли вы? -- послышался голос графини, -- уж десять сейчас.

    -- Сейчас, сейчас. -- А вы готовы, мама?

    -- Только току приколоть.

    -- Не делайте без меня, -- крикнула Наташа: -- вы не сумеете!

    -- Да уж десять.


    На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.



    Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.



    Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко-поднятой руке всё дымковое платье.


    -- Мавруша, скорее, голубушка!

    -- Дайте наперсток оттуда, барышня.


    -- Скоро ли, наконец? -- сказал граф, входя из-за двери. -- Вот вам духи. Перонская уж заждалась.



    -- Готово, барышня, -- говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.



    Наташа стала надевать платье.



    -- Сейчас, сейчас, не ходи, папа, -- крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.



    -- Ах, папа, ты как хорош, прелесть! -- сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.



    -- Позвольте, барышня, позвольте, -- говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.



    -- Воля твоя! -- с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, -- воля твоя, опять длинно!



    Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.



    -- Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, -- сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.



    -- Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, -- сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.



    В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.



    -- Уу! моя красавица! -- закричал граф, -- лучше вас всех!... -- Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.



    -- Мама, больше на бок току, -- проговорила Наташа. -- Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.



    -- Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата...


    -- Ничего, заметаю, не видно будет, -- говорила Дуняша.


    -- Красавица, краля-то моя! -- сказала из-за двери вошедшая няня. -- А Сонюшка-то, ну красавицы!...



    В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.


    Л.Толстой "Война и мир" том 2-ой, часть 3-ья, глава XIV
    ...масака бархатное платье...— Платье из ткани темно-красного или иссиня-малинового цвета.

    Название: наташа ростова.jpg
Просмотров: 2457

Размер: 16.1 Кб

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	afe9247eb785.jpg 
Просмотров:	99 
Размер:	29.1 Кб 
ID:	1371



    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	парижские моды 1807.jpg 
Просмотров:	71 
Размер:	100.4 Кб 
ID:	1374

    О балах можно почитать здесь: Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008»
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	b83f156f7b9d.jpg 
Просмотров:	91 
Размер:	42.2 Кб 
ID:	1373  

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	1827.Княжна Софья Александровна Урусова _1804–1889_ одна и.jpg 
Просмотров:	67 
Размер:	139.3 Кб 
ID:	1370  

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	addd58e35f1b.jpg 
Просмотров:	64 
Размер:	56.1 Кб 
ID:	1372  

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Надежда Львовна Соллогуб _1815-1903_ жена А.Н.Свистунова.jpg 
Просмотров:	61 
Размер:	131.0 Кб 
ID:	1378  


  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    Описание бального наряда у Э.Т.А. Гофмана "Повелитель блох"

    Одета или, вернее, разряжена была эта маленькая дама, как будто только что приехала с бала: роскошная диадема блистала в черных волосах, богатые кружева только наполовину прикрывали полную грудь, тяжелое шелковое платье в лиловую и желтую клетку облегало гибкий стан и ниспадало широкими складками лишь настолько, что позволяло разглядеть прелестнейшие, обутые в белые туфельки ножки, а между кружевными рукавами и белыми лайковыми перчатками оставался достаточный промежуток для лицезрения прекраснейшей части ослепительной руки. Богатое ожерелье и бриллиантовые серьги довершали наряд.

    Название: 3983802568_4cca1a1331.jpg
Просмотров: 2527

Размер: 137.9 Кб

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    «Поутру, ранее даже того времени, которое назначено в городе N. для визитов, из дверей оранжевого деревянного дома с мезонином и голубыми колоннами выпорхнула дама в клетчатом щегольском клоке, сопровождаемая лакеем в шинели с несколькими воротниками и золотым галуном на круглой лощеной шляпе. Дама вспорхнула в тот же час с необыкновенной поспешностью по откинутым ступенькам в стоявшую у подъезда коляску. Лакей тут же захлопнул даму дверцами, закидал ступеньками и, ухватясь за ремни сзади коляски, закричал кучеру: "Пошел!"
    Н.В.Гоголь "Мёртвые души"

    КЛОК - это плащ, верхняя одежда женщин.
    Слово клок произошло от английского "cloak" - что в переводе означает плащ.

    Источник: КЛОК - Словарь редких и забытых слов русского языка КЛОК - Словарь редких и забытых слов русского языка

    Клок - женская одежда типа накидки без рукавов, длинная, широкая, колоколообразная, с невысоким стоячим и длинным висячим воротником.


    Наибольшую известность из женской верхней одежды в начале 19 века получили клок, манто, салоп, ротонда.


    Покрой клока близок тюрлюрлю грибоедовской героини — тоже без рукавов и колоколообразной формы.
    Известен был еще в XVIII веке, прежде всего в Англии, так как самое раннее упоминание о клоке в XIX столетии относится к 1803 году:

    «Кроме шалей в моде стеганые шелковые клоки, до самых пят, их накидывают на плечи», — писала М.Вильмот своей матери»[138].


    «Дамский журнал» сообщал своим читателям, что «плащ, надеваемый для визитов, не должен походить на тот, который предназначен для прогулки, а сей последний весьма различен от щегольского плаща, накидываемого при выходе из итальянской оперы. Многие дамы в театре не снимают плащей, которые для оного делаются с рукавами»[139].


    При всей изящности клоков их носили только на улице, и это была безрукавная одежда.

    Популярность клоков на протяжении первой половины ХIX века была так велика, что одна из петербургских газет поместила в качестве первоапрельской шутки следующую заметку: «На последнем бале в Большой Парижской опере украли более 200 дамских клоков»[140].

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	клок.jpg 
Просмотров:	75 
Размер:	14.2 Кб 
ID:	1383
    Клок 1926

    Гоголевская просто приятная дама ориентирована на английскую моду не только покроем своей накидки, но и орнаментом — как мы уже знаем, клетчатые ткани вошли в моду в связи с популярностью романов Вальтера Скотта.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	нач.19 века 003.jpg 
Просмотров:	59 
Размер:	110.4 Кб 
ID:	1384
    любительница романов Вальтер Скота в клечатом платье

    Разница в крое многочисленных дамских накидок часто бывала столь незначительна, что современник Гоголя — Вельтман — иронизировал над прихотью моды: «...вместо манто клок» («Сердце и думка»).

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	манто-клок.jpg 
Просмотров:	46 
Размер:	17.5 Кб 
ID:	1385
    манто-клок




  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    В 1806 году увидела свет комедия И.А. Крылова «Модная лавка», в первом действии которой есть такой текст: «Сумбурова. Не можешь ли ты меня к отъезду ссудить выкроечками? У меня бы все дома свои девки перешили, и я бы в уезде-то всегда одевалась по последней моде».

    в 20-х годах прошлого века лондонская фирма Mrs. Smith и парижская М-те La Poulli стали поставлять бумажные выкройки богатым заказчикам и некоторым торговым домам. Достать такую выкройку было трудно, и конфликт, назревший между двумя дамами в «Мертвых душах» из-за нового фасона платья, был вполне в духе времени: «„Так у вас разве есть выкройка?" — вскрикнула во всех отношениях приятная дама не без заметного сердечного движенья. „Как же, сестра привезла". — „Душа моя, дайте ее мне ради всего святого". — „Ах, я уж дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее". — „Кто же станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уж слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим"».

  7. #7
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    Тюрлюлю

    Название этого дамского наряда известно каждому, кто знаком с комедией «Горе от ума»:

    «Наталья Дмитриевна - Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный».


    Однако сведения о тюрлюрлю, приводимые в комментариях к изданиям комедии Грибоедова, довольно противоречивы — читателям предлагается толкование этого слова как «женская одежда с рукавами или разновидность манто, салопа»

    Тюрлюрлю — длинная женская накидка без рукавов из шелковой шуршащей ткани. Собственно, «тюрлюрлю» — это звукоподражание, передающее шелест шелка (хлопок и шерсть не имеют таких акустических эффектов). Шумящие платья были в моде еще в конце XVIII века: «...употреблялось проклеенное полотно, называемое „la criarde". Эта ткань шумела страшнейшим образом при малейшем движении»[134].
    У Достоевского в романе «Подросток» читаем: «...он только всех слушал, беспрерывно ухмылялся с слюнявым хихиканьем и от времени до времени, но всегда неожиданно производил какой-то звук, вроде: „тюр-люр-лю", а далее Достоевский повторяет еще раз: «Студент ответил мне своим "тюр-люр-лю"».
    В комедии Грибоедова упоминаний о костюме и тканях очень немного, а ремарок, посвященных одежде действующих лиц, вообще нет. Однако отношение к костюму прослеживается очень четко.

    Это проявляется в монологе Чацкого:



    «И нравы, и язык, и старину святую,

    И величавую одежду на другую
    По шутовскому образцу:

    Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
    Рассудку вопреки, наперекор стихиям».
    Ирония автора сквозит в репликах дам на вечере Фамусова, говорящих о тюрлюрлю и барежевом эшарпе, складках и фасонах.


    Обращение к лексикону моды в спорах о важных проблемах духовной жизни 20-х годов ХIХ века не было случайностью, так как в бытовой культуре того времени костюм имел большое значение, был формой проявления оппозиционных настроений, выражения политических симпатий и антипатий. Свойственное эпохе убеждение, что люди «одеваются, как думают», сделало костюм знаком определенной идеологической позиции.
    У Ф.Ф.Вигеля, к которому восходит это выражение, сказано: «Итак, французы одеваются, как думают; но зачем же другим нациям, особливо же нашей отдаленной России, не понимая значения их нарядов, бессмысленно подражать им, носить на себе их бредни и, так сказать, ливрею»[135].


    Эта тенденция ярко проявилась во время привлечения Грибоедова для дачи показаний по делу декабристов.
    В его следственном деле есть следующий параграф: «В каком смысле и с какой целью вы, между прочим, в беседах с Бестужевым, неравнодушно желали русского платья и свободы книгопечатания?»
    Для властей отношение к одежде и свободе книгопечатания представлялось одинаково важным. Грибоедов отвечал: «Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с тем полагал, что оно бы снова сблизило нас с простотою отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных»[136].


    Мнение Грибоедова совпадает с высказыванием Пестеля, которое хорошо было известно Тайному комитету: «Что касается до красоты одежды, то русское платье может служить тому примером»[137].

    Авторское отношение к костюмам его времени и капризам моды четко проявилось в комедии «Горе от ума». Название накидки — тюрлюрлю — избрано как символ легкомыслия и фривольности.

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,165
    Записей в дневнике
    1

    Re: Ах, этот век! - Одежда начала 19 века

    "Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее?
    Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально,– вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная,– вдруг подлетает кавалер: “Удостойте счастия, сударыня!” Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой — возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: “Извольте, с удовольствием!”
    Ах! оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо!
    Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает — чудо! Любоваться — мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься."


    Наверняка узнали откуда этот монолог.
    Да - и в прошлом любили девушки танцы.
    Они правы - есть особое очарование именно в балах и в костюмах.

    Вот такой сценарий бала написали в одной из школ: Разработки уроков и общешкольных внеклассных мероприятий :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
    Можно оттолкнуться и написать другой - свой.

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •