Страница 1 из 4 1 2 3 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 32

Тема: ссыльные в Петровске

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    ссыльные в Петровске

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	На этой картине Мальчевского ссыльные поляки встреч.jpg 
Просмотров:	194 
Размер:	96.9 Кб 
ID:	952

    На этой картине Мальчевского ссыльные поляки встречают Рождество



    Некоторые ссыльные находили работу на государственных предприятиях.
    Единственным крупным заводом на территории Западного Забайкалья в рассматриваемый нами период являлся Петровский железоделательный завод.

    В начале 1880-х гг. работу на этом предприятии нашли О. Прушинский, который занимался при заводе поторжными работами, а также являлся сторожем при заводской плотине и угольном складе, и И. Жаховский.
    Собственное мыловаренное производство в Петровском Заводе основал бывший ссыльный поляк Р. Борисик.

    http://www.isras.ru/files/File/Vlast...11/Semenov.pdf

    Летом 1845 г. в сибирскую ссылку были отправлены представители организации Петра Сцегенного и связанных с ней польских конспиративных групп первой половины 1840-х годов. Так, в Западном Забайкалье находились: Леопольд Добрский, после отбытия наказания каторжными работами в Петровском Заводе, в 1851 г. вышел на поселение в Тарбагатайскую волость Верхнеудинского округа, затем проживал в Иркутске; Александр Карпиньский, каторгу отбывал при Александровском заводе, поселение – при Петровском; Фелицьян Карпиньский, также жил при Заводе.

    Часть польских ссыльных имели дворянские корни, владели когда-то землей или служили, занимая высокие посты и должности. В Западном Забайкалье им нередко приходилось испытывать крайнюю нужду, работать наравне с людьми «простого звания». Например, Антоний Аксамитовский, из шляхтичей, в Петровском Заводе разводил домашний скот, сеял хлеб, шил одежду; Александр Гржигоржевский, из помещиков Родомской губернии, работал на Петровском Заводе, получал незначительное пособие; Моцей Стрекоцинский, дворянин Варшавской губернии, жил в Петровском Заводе, работал по найму [8].

    Пожелали остаться после отбытия срока ссылки: Молиенко Иосиф – сапожник – Петровский Завод; Прушинский Иосиф – сапожник – Петровский Завод; Синдер Нохейм – булочник – Петровский Завод.

    Иванов Александр Александрович - Иркутский государственный университет; Иркутск, Российская Федерация; Профессор исторического факультета
    http://www.rusnauka.com/27_NNM_2011/Istoria/1_93019.doc.htm

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные в Петровске

    Польские ссыльные в Восточной Сибири

    из статьи: Иванова Александра Александровича

    Первые политические ссыльные поляки стали прибывать в ВС вслед за декабристами. Это были участники национально-освободительного восстания 1830 г.

    Название: za_copy7.jpg
Просмотров: 361

Размер: 53.0 Кб

    Система их распределения в Сибири только складывалась, поэтому местные власти нередко были просто не осведомлены, каким образом и где надлежит организовывать их быт и работы.
    Так произошло, например, с Юзефом Сасиновичем, шляхтичем из-под Белостока, осужденным в «одну из крепостей Восточной Сибири» за участие в «деятельном и ревностном способствовании к распространению возмутительных преднамерений», а проще, за укрывательство участников восстания.

    Когда-то Сасинович сражался под знаменем Наполеона, был ранен, ослеп, в Сибирь отправился в сопровождении слуги крестьянина Адама Белявского. Уже в 1834 г. поляки прибыли в Иркутск, а отсюда, за неимением в губернии «крепостей», были отправлены в Петровский Завод.

    Так как отдельных казематов для политических ссыльных на заводе не было, Сасинович, по распоряжению генерал-губернатора Н.С. Сулимы, был помещен в арестантскую полуказарму государственных преступников. За такое самоуправство Сулима незамедлительно получил внушение из Петербурга: «…при сем случае не могу умолчать, что как казарма Петровского Завода предназначена единственно для содержания государственных преступников, прикосновенных к известному Вам, милостивый государь, делу, то прежде распоряжения о помещении в оную Иосифа Сасиновича, следовало бы Вашему превосходительству предварительно испросить на сие установленным порядком надлежащее разрешение».

    Самых больших размеров достигла польская ссылка после подавления национально-освободительного восстания 1863–1864 гг.
    По разным источникам, в Сибирь за три года было отправлено от 18 до 22 тысяч польских патриотов. Часть ссыльных отбывали наказание в Восточной Сибири, а затем выходили на поселение в Западное Забайкалье.

    Сколько поляков было сослано в Западное Забайкалье после событий 1863 г., точных данных нет.

    Из «Отчета о состоянии Забайкальской области за 1865 год» следует, что по случаю происходивших беспорядков в Царстве Польском, только в Забайкальскую область и только за один год выслано «для употребления в каторжные работы на Нерчинских заводах 1595 политических преступников», которые были размещены частью в заводских зданиях, частью в зданиях, принадлежащих военному ведомству. [ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 686: ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 81.]

    В 1860-е годы центром размещения политических ссыльных являлся Петровский завод.

    С января 1864 г. здесь находились ссыльные гарибальдийцы, участники польского восстания.
    В 1863 г. они были взяты в плен русскими войсками, осуждены в Варшаве на значительные сроки каторжных работ и доставлены в Западное Забайкалье. Гарибальдийцы прибыли из Иркутска в составе большой партии польских ссыльных, насчитывавшей не менее 74 человек,

    В ведомости политических преступников, находящихся в работах при Петровском железоделательном заводе за сентябрьскую треть 1865 г. 160 польских имен (Л. 11-14).

    В Троицком сользаводе – 90 поляков. Кондуитный список политическим преступникам, находящимся в Муравьевской гавани и г. Сретенске – 177 поляков (Л. 16–20). Против каждой фамилии стоит оценка за поведение. В основном, в деле записи: «поведения хорошего», но есть и «дерзок» или «вообще дурного поведения»

    В списке политических преступников в деревне Сиваковой (Нерчинский округ) – 903 польских фамилии. (Л. 89-107).

    Местные жители охотно нанимали политических ссыльных на службу: «политики» были грамотными, вели дела честно, были обязательными и исполнительными, да и стоили меньше (см.[Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга. – Новосибирск, 1993. – Вып. II. – Т. 1. – С. 217–218.])

    Если русский уголовный или политический ссыльный рвались из Сибири в Европейскую Россию, рассматривая ссылку как временное удаление из привычной среды, то поляки на месте поселения без промедления пускали прочные корни – обзаводились добротной усадьбой, домашним скотом, активно искали занятие своим способностям. Здесь они создавали семьи, растили детей, занимались предпринимательством, делали служебную карьеру.

    Нередко ссыльные поляки столь крепко прикипали к сибирской земле, обзаводились хозяйством, что не могли все это бросить и немедленно вернуться на родину.
    Вот, например, показательное прошение Ф. Далевского Н.П. Дитмару, написанное после «высочайшего соизволения от 25 мая 1868 г. об облегчении участи политических ссыльных: «Так как я, имея свою мыловарню и для обслуги ея лошадей и быков, принужден был сделать запас на зиму, а именно сена и дров, которые я закупил у окрестных жителей, то покорнейше прошу, Ваше превосходительство, оставить меня на поселение в Забайкальской области. Ежели бы это было возможным, то оставить меня, по крайней мере, на один год. [Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга. – Новосибирск, 1993. – Вып. II. – Т. 1. – С. 213.]

    Порядок распределения и условия пребывания польских повстанцев в Сибирской ссылке имели свои особенности. Так, согласно «Правил по устройству быта политических ссыльных, сосланных в Восточную Сибирь из Царства Польского и Западных губерний» поляки «в видах обеспечения их быта, распределялись по утверждению начальника губернии, применяясь к роду занятий каждого».
    Сосланные поляки, желавшие в местах поселения заняться земледельческим трудом, наделялись землей. Отдельным пунктом правила предполагали «водворять поляков-ремесленников, мастеров и прочих в казенные и все имеющиеся в губерниях частные заводы».
    Те же, кто устроил свое хозяйство, «при хорошем поведении» могли остаться на местах водворения и после окончания срока наказания.
    Такое исключительное отношение к полякам было продиктовано, с одной стороны, хроническим недостатком в Забайкалье квалифицированных рабочих рук, с другой – преобладанием среди ссыльных людей столь дефицитных рабочих профессий.

    Вот, например, список поляков, изъявивших желание остаться после окончания срока ссылки в Забайкалье, составленный в апреле 1873 года.
    В списке 54 фамилии. Большинство поляков «испрашивали разрешение» поселиться близ Читы, а также на Нерчинских заводах. Девять человек предполагали остаться в Западном Забайкалье: Артецкий Константин – мыловар – Верхнеудинск; Брудницкий Иван – колбасник – Верхнеудинск; Дрейзонтен Ян – пильщик – Петровский Завод; Жоховский Игнатий – мыловар – Верхнеудинск; Ковальский Николай – портной – Петровский Завод; Игначевский Иосиф – слесарь – Тарбагатайская волость; Молиенко Иосиф – сапожник – Петровский Завод; Прушинский Иосиф – сапожник – Петровский Завод; Синдер Нохейм – булочник – Петровский Завод.

    Дальнейшее положение ссыльных в Сибири определялось рядом манифестов. Следует указать на Высочайшие повеления от 18 октября 1866 г. и 25 мая 1868 г. в соответствии с которыми польские ссыльные "приобрели право переселиться из мест ссылки на жительство под надзор полиции в Европейскую Россию или получали в Сибири право приписываться к сельским или городским обществам…"[54] На основании Высочайшего повеления от 13 мая 1871 г. ссыльным возвращались "прежние права состояния" и они освобождались от надзора полиции "с дозволением…жить повсеместно, за исключением столиц и столичных губерний, уроженцам же Царства Польского и Западных губерний, за исключением и сих губерний", а "…лицам, сосланным в Сибирь в административном порядке, по приговорам обществ и получившим, на основании действующих законов, разрешение на временное пребывание в Европейской России, предоставить право возвратиться в прежние общества, если таковые пожелают их принять…"

    Ссыльные, которые не сумели по неимению средств или по другим причинам воспользоваться правом переезда в Европейскую Россию, могли возбуждать ходатайства о применении к ним Высочайшего повеления от 13 мая 1871 г. Кроме того, на основании Высочайшего повеления от 9 января 1874 г. "…освобожденным от надзора полиции…предоставить право поступления на государственную службу в тех местностях, где им дозволено свободное проживание"[57]. Этим разрешением воспользовались некоторые из оставшихся на постоянное жительство ссыльных поляков.

    Окончательная амнистия значительной части ссыльных была объявлена Манифестом от 15 мая 1883 г.[59] Если говорить о том, как проходила адаптация поляков, многое зависело тут от условий существования, личностных качеств человека; способности к акклиматизации и установлению контактов с местным населением. Результатом этого явилась разносторонняя деятельность поляков в изгнании, выработка в повседневной практике определенных норм поведения с сибиряками и, в итоге – приспособление к новым условиям жизни.
    В изгнании ссыльные были вынуждены заниматься многообразной деятельностью, внося значительный вклад в экономическое и культурное развитие региона. Для польской колонии изучаемого периода характерен относительно высокий уровень образованности. Б. Герасимов в связи с этим отмечал, что "ссыльные поляки являлись…культурным элементом. Среди них немало было лиц с образованием. Местная интеллигенция относилась к ним…с уважением"[60].

    По воспоминаниям участника революционного движения 60-х гг. XIX в. Л. Пантелеева польская ссылка "…в огромном большинстве…представляла высококультурный элемент"[61]. Роль поляков определялась В.В. Берви-Флеровским одной фразой "они вносили с собой цивилизацию"[62]. Местное население отвечало им уважением и добрым расположением.


    Как видим, в ВС стремились остаться люди «простого звания», рабочих профессий и специальностей.

    Не случайно, устройство поляков на прииски региона было максимально упрощено: желающим работать на добыче золота, например, необходимо было всего лишь иметь одного поручителя, коим охотно выступал хозяин прииска, а также разрешение станового пристава. При этом переезды с прииска на прииск внутри одной компании, даже если они отстояли друг от друга на сотни километров, также не требовали особого разрешения, чем поляки широко пользовались, перемещаясь с одним «билетом» по всему краю. [ГАИО. Ф. 24. Оп. ОЦ. Д. 814. Л. 2 об.]

    Несмотря на столь либеральное отношение, закон предусматривал относительно польских ссыльных и серьезные ограничения. Они не имели права заниматься частным извозом, воспитанием детей, «преподаванием наук» и искусств, содержать аптеки, фотографии и литографии, торговать вином, занимать какие-либо должности в правительственных учреждениях.
    Впрочем, особенностью польской ссылки было то, что польские изгнанники всегда с успехом занимались всем вышеперечисленным.
    Например, Петр Боровский, после Нерчинской каторги занимался золотодобычей, имел собственные прииски, где охотно предоставляя работу нуждающимся полякам; Иосиф Валецкий изготавливал мыло и свечи; Франц Вардынский, Юлиан Иордан, Кароль Рупрехт служили в золотопромышленных компаниях, Алоизий Венда управлял маслоделательным заводом; Мечислав Зарембский имел земельный участок, вел сельское хозяйство, был записан в купцы третьей гильдии; Кароль Подлевский поставлял зерно горному управлению; Александр и Фелициан Карпинские основали в Верхнеудинском уезде фабрику по производству швейцарских сыров; К. Савичевский основал завод, на котором производил ежегодно мыла на 12 тысяч рублей и на 3,5 тысячи масла кедрового ореха, вел крупную торговлю в Кяхте; Иван Орачевский занимался медицинской практикой. [Тимофеева М.Ю. – Чита, 2001.].

    Сегодня надо констатировать, что до сих пор огромнейшая научная проблема как польская ссылка в Сибирь или в Сибири остается не исследованной и иллюстрируется на примере нескольких десятков предприимчивых поляков. Да, мы знаем, что имел свечные заводы, были прекрасными музыкантами. А как жили тысячи безызвестных поляков в Сибири, чем занимались? Да даже количественные показатели не установлены.
    Мы достаточно четко знаем, что ссыльных социал-демократов было столько-то, эсеров также. А сколько было поляков в первой половине 19 века, затем во второй. Этих данных нет. Вернее, они есть, но лежат в архиве. Например, только одно дело из 24 фонда ГАИО, просмотренное мной недавно дало следующие показатели: [пропуск текста в источнике. прим-е публикатора]

    А сколько поляков было всего, например, после восстания 1863 года? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо переписать десятки томов архивных дел со статейными списками. Тогда мы будем знать по крайней мере кол-ов, год рождения, социальное положение, географию расселения и род занятий. Пока данных нет, история поляков в Сибири по-прежнему изучается по мемуарам на основе судьбы нескольких десятков поляков.

    В этом направлении надо только приветствовать выход в свет книги Ссыльные поляки в Сибири 17, 19 вв., изданную совместно СО РАН и ГАИО.
    В работе приводятся сотни имен ссыльных поляков. Это дает материал для обобщений. Слабой стороной книги является как раз отсутствие обобщающего материала, научных задач, следующих из обстоятельного историографического обзора. Это, безусловно, обедняет данное исследование.

    В качестве положительного примера можно отметить и работу Марины Юлиановны Тимофеевой «Участники польского национально-освободительного движения в Забайкальской ссылке 1830–1850 гг." Автор приводит несколько десятков или даже сотен имен, но в основном, это лица известные. Книга Гапоненко и Семенова Польские политические ссыльные в хозяйственной и культурной жизни Забайкалья впервой половине 19 века. Серия Поляки в Бурятии 5 томов.
    http://www.penpolit.ru/papers/detail...LEMENT_ID=1047

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные в Петровске

    К вопросу польских корней у современных сибиряков и забайкальцев.

    Все основные сибирские архивохранилища содержат весьма обширные комплексы оригинальных документальных источников по истории поляков в Сибири. Действительно, таковые прежде всего выделяются архивными документами, относящимися к различным периодам продолжительной политической ссылки поляков в Сибирь. Они охватывают эпоху сибирских репрессий, применявшихся царским режимом против участников как основных польских освободительных восстаний, так и различных конспиративных польских патриотических организаций и групп, а позднее – также и революционных партий и движений, охватывающих хронологический период в общей сложности от конца XVIII в. до октябрьского переворота 1917 г.

    докторская диссертация см.: Шостакович Б.С. Узловые вопросы истории поляков в Сибири (конец XVIII - конец XIX в.). Дис. в форме науч. докл. на соиск. уч. ст. д-ра ист. наук: всеобщ. истор: – М.: РАН. Ин-т славяноведения и балканистики, 1997.– 52 с.

    Шостакович Б.С. «Сибирско-польская» история и современный взгляд на ее содержание, задачи изучения и популяризации // Сибирско-польская история и современность: актуальные вопросы: сб. материалов междунар. науч. конф., Иркутск, 11–15 сентября 2000 г. – Иркутск, 2001. – С. 28 – 36.

    Шостакович Б.С. Источники по сибирской истории поляков до 1917 года в архивах Сибири: перспективы их изучения // Polonia w Rosji: historia i dzień dzisiejszy. Materiały Międzynarodowej Konferencji Naukowej z okazji 10-lecia Odrodzenia Ruchu Polonijnego w Rosji (listopad 1999). Kongres Polaków w Rosji. Stowarzyszeniе «Wspólnota Polska». – M.[oskwa], 2000. – S. 118–125.

    Шостакович Б.С. Источники по сибирско-польской истории до 1917 г. в региональных архивах Сибири: итоги и перспективы их научного освоения // Zesłańcy postyczniowi w Imperium Rosyjskim. Studia dedykowane Profesor Wiktorii Śliwowskiej. – Wyd-wo KUL.Instytut Historii PAN. – Lublin – Warszawa, 2008.– S. 337–349.

    Ссыльные поляки в Сибири: XVII, XIX вв. Исследования и материалы. –[Болонев Ф.Ф., Люцидарская А.А., Шинковой А.И.] / Отв. ред. Болонев Ф.Ф. – Новосибирск, 2007. РАН СО Ин-т археологии и этнографии – Гос. архив Иркут. обл. – 228 с.

    Шостакович Б.С. Реанимация в XXI-ом столетии архаического восприятия века XIX-го истории политической ссылки поляков в Сибирь: Работа над ошибками (Рецензия) // Сибирская ссылка. Сб. научн. ст. Вып. 4 (16). – Иркутск, 2007. – С. 515–525.

    подготовленный польской ученой биографический словарь «Польские ссыльные в Российской империи в первой половине XIX века»: Śliwowska W. Zesłańcy polscy w Imperium Rosyjskim w pierwszej połowie XIX wieku. Słownik biograficzny. – Warszawa: Wyd-wo DiG, 1998.

    Шостакович Б.С. История поляков в Сибири (XVII–XIX вв.): Учебное пособие. – Иркутск, 1995.

    Шостакович Б.С. Ссыльные участники экспедиции Юзефа Заливского в Восточной Сибири (по материалам Государственного архива Иркутской области) // СРС. 1980. – Вып. 5. – С. 20–51;

    Шостакович Б.С. Материалы восточно-сибирских архивов о ссыльных участниках организации Петра Сцегенного и связанных с ней польских конспиративных групп первой половины XIX века // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февр. 1917 г.). – Иркутск, 1982. – Вып. 7. – C. 21–37;

    Шостакович Б.С. Материалы Государственного архива Иркутской области о пребывании в Восточно-Сибирской ссылке свентокшижцев – участников Варшавской организации «Содружество польского народа» // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февр. 1917 г.). – Иркутск, 1983. – Вып. 8. – С. 61–69;

    Шостакович Б.С. Ссыльные поляки – участники тайных национально-освободительных организаций и революционных движений 1848 года – в Восточной Сибири (в отражении документов Государственного архива Иркутской области) // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февр. 1917 г.). – Иркутск, 1987. – Вып. 10. – C. 28–50.

    монография: Шостакович Б.С. История поляков в Сибири

    Кacnelson D. «Świętokrzyżcy» na katordze nerczyńskiej (na podstawie materiałów Państwowego Archiwum Okręgu Czytyńskiego) // Stowarzyszenie Ludu Polskiego w Królestwie Polskim. Gustaw Ehrenberg i «świętokrzyżcy». – Wrocław i in.: Wyd-wo PAN, 1978; Szostakowicz B. Warszawscy członkowie Stowarzyszenia Ludu Polskiego we Wschodniej Syberii (na podstawie materiałów Archiwum Państwowego w Irkucku) // Stowarzyszenie Ludu Polskiego w Królestwie Polskim. Gustaw Ehrenberg i «świętokrzyżcy». – Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1978. – S. 148 –158; on że. Materiały o polskich zesłańcach – uczestnikach spisków pierwszej połowy lat czterdziestych XIX wieku w archiwach Syberii Wschodniej // Rewolucyjna konspiracja w Królestwie Polskim w latach 1840-1845. Edward Dembowski. – Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1981. – S. 143 – 156; on że. Uczestnicy wyprawy J. Zaliwskiego na katordze i zesłaniu na podstawie materiałów Archiwum Państwowego w Irkucku // Społeczeństwo polskie I próby wznowienia walki zbrojnej w 1833 roku. – Warszawa; Кraków; Gdańsk; Lódź; 1984. – S. 146–159; on że. Uczestnicy tajnych organizacji i ruchu rewolucyjnego kresu Wiosny Ludów na katordze i zesłaniu w Syberii Wschodniej (na podstawie materiałów Archiwum Państwowego Okręgu Irkuckiego) // Wiosna Ludów w Królestwie Polskim. Organizacja 1848 roku. – Wrocław; Warszawa; Kraków, 1994. – S. 116–136; on że. Materiały dotyczące uczestników konspiracji Szymona Konarskiego zesłanych na Syberię Wschodnią (1839–1857) w zasobie Państwowego Archiwum Obwodu Irkuckiego // Przegląd Wschodni (Warszawa). – 1997. – T. 4, z. 4 (16). – S. 769–804.

    http://www.penpolit.ru/papers/detail...LEMENT_ID=1027

    Общее число сосланных в Сибирь поляков определяется различно. Так С.Ф. Коваль называл 22 тыс. чел., Л. Заштовт – 38 тыс. чел. (Коваль С.Ф. За правду и волю. Иркутск, 1966; Заштовт Л. Депортации и переселения польского населения из западных губерний вглубь Российской империи после Январского восстания 1863-1864 гг. // Польская ссылка в России XIX-XX вв.: региональные центры. Казань, 1998. С. 166).


    *Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 109. 4 экспед. 1864 г. Д. 171. Л. 80-82. *Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1286. Оп. 25. Д. 1391. Л. 13.



    *Kijas A. Polacy w Rosji od XVII wieku do 1917 roku. Warszawa, Poznań, 2000.

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные в Петровске

    В Чите опубликованы мемуары французского военнопленного

    Название: 207857304.jpg
Просмотров: 5115

Размер: 37.3 Кб

    В забайкальском «Экспресс-издательстве» опубликованы мемуары французского добровольца Гарибальдийского легиона Эмиля Андреоли «Из Польши в Сибирь (дневник военнопленного 1863-1867 годы)», переведенные с французского языка читинцем Алексеем Гулиным, сообщает корреспондент «Забмедиа.Ру».

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	207857306.jpg 
Просмотров:	60 
Размер:	113.6 Кб 
ID:	1277

    Автор малоизвестных в России мемуаров Эмиль Андреоли – известный парижский журналист и профессор истории.
    В XIX веке он волею судеб оказался на забайкальской каторге, где познакомился и подружился с многими известными заключенными.

    - За публикацией этого дневника внимательно следил Александр Герцен, - рассказывает переводчик Алексей Гулин.

    В своей книге Андреоли рассказывает об участии Гарибальдийского легиона в Январском польском восстании 1863 года, о смерти его командира полковника Нулло –друга и соратника Джузеппе Гарибальди, о пленении итальянских и французских добровольцев и суде над ними, об этапировании их на Нерчинскую каторгу через российские просторы.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	207857305.jpg 
Просмотров:	56 
Размер:	140.0 Кб 
ID:	1278

    - Автор в своем «дневнике» размышляет о Сибири, ее истории и политике принудительной колонизации, - делится впечатлениями Алексей Гулин. – Он говорит о царящем в России политическом произволе и бюрократическом деспотизме.

    Записки Андреоли написаны живым языком, в них много интересных зарисовок об арестантском быте и сибирских нравах.

    Название: 207857307.jpg
Просмотров: 339

Размер: 63.6 Кб

    http://zabmedia.ru/?page=news&rubr=7&text=42393


    Эмиль Андреоли встречался с Н. Г. Чернышевским в Кадаинском руднике.

    Будучи в красноярском остроге итальянцы, и среди них Эмиль Адриоли подписывают прошение.

    В Красноярском краевом архиве сохранилось письмопрошение, поданное Эмилем Адриоли и его товарищами на имя губернатора Замятнина, где они писали:

    "Взяв во внимание наше положение, в котором мы находились в Тобольской губернии, губернатор нам, французам и итальянцам, приказал выдавать ежедневно по 15 копеек. В Томске нам оказывали эту милость, но по несчастному случаю служитель полиции не был о том предупрежден. В наших бумагах было означено получать нам только 6 копеек в Томске и 3 копейки в Красноярске. Осужденных утром, нас уже отправили из Варшавы вечером, не дав нам времени добыть денег, даже не успели разменять банковых билетов, которые у нас есть. Мы ждали в Томске письма и деньги, но ничего не получили. Мы и так уже сильно испытали в смертоносном климате Сибири и не можем существовать на 3 копейки в день. Мы Вас просим, господин губернатор, принять во внимание причины, здесь изложенные, и приказом выдавать до нашего места назначения 15 копеек в день, которые мы имели летом и которые зимой нам необходимы".

    Подписали письмо Эмиль Андреоли , Лючия Менти, Лундр Сароли, Пакома Менти.

    Есть сведения, что кто-то из "гарибальдийцев" отбывали каторгу на Петровском Заводе.

    Так что, желающим изучить "международные связи" Петровска ещё копать и копать....

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    ссыльные поляки в Сибири

    О поляках сосланных в Сибирь, писал Бронислав Пилсудский (будучи сам сосланный на Сахалин)


    Привожу некоторые выдержки из его работы:

    "Следующим потоком ссыльных из Польши в Сибирь были солдаты [армии] Костюшко, которые были тысячами взяты в неволю и рассеяны по всей Сибири. Кроме того, значительное количество поляков, проживавших на Руси, выслали в Сибирь по указу от 20 июня 1795 г. Хотя император Павел I после вступления на престол издал указ, позволявший всем сосланным полякам вернуться на родину, многие остались в Сибири, сжившись с местными условиями."

    "Первыми сосланными в Сибирь после падения Речи Посполитой были патриоты, тайно собиравшие отряды в Литве для легионов, формировавшихся под руководством Домбровского. (10) Тысячи плененных в войне с Наполеоном также были высланы в Сибирь и влились в местные казачьи полки. Когда в 1815 г. им было разрешено вернуться на родину, часть из них, прельщенная местным населением и властью, уже сумевшей оценить достоинства и образованность депортированных, вновь дала согласие на проживание..."

    "Вооруженное восстание в 1830-1831 гг., подавленное Паскевичем (12), пополнило Сибирь новыми отрядами польских колонизаторов: одних сослали на каторгу, других - на поселение, менее виноватых - в линейные сибирские батальоны. Всего их насчитывалось около десятка тысяч."

    "В 1834 г. в Сибирь пришли представители тех, кто тайно пытался поднять новое восстание в 1833 г., а с ними и те, кто якобы оказывали им сочувствие и помощь, а именно: давали ночлег, носили пищу в леса и т.п. В дальнейшем сибирским трактом идут в изгнание участники заговора Шимона Конарского, расстрелянного в Вильно в 1838 г. В 1839 г. в Сибири появились члены «Содружества польского народа» со своими руководителями Венжиком и Эренбергом и одновременно те, кто последовательно пропагандировал демократические принципы, собираясь для бесед в кафедральном соборе Св. Креста (по-польски «Свентэго Кшижа» - Л.К.), почему и были названы «свентокшижцами» («святокрестов-цами»). (13)
    В 1840 г. в Сибирь сосланы представители эмигрантов, вернувшихся в страну из-за границы через Англию и Турцию. Так же в изгнание отправились участники Ломжинского заговора, руководимого Рафалом Блоньским, «Волынского союза», организованного Каспаром Машковским, а в 1843 г. - члены «Союза пропаганды» ксендза Сцегенного. В 1844 г. в Сибирь сосланы члены варшавского «Общества объединения польского народа», созданного по инициативе Гзовского; в 1846 г. - участники варшавского демократического общества и седлецкие повстанцы под руководством Потоцкого, а также меховские и галицкие. В 1848 г. были высланы соучастники по делу Каменьского и учащиеся гимназии в Варшаве, которые предполагали убийство Паскевича, а также выданные Австрией и Пруссией эмигранты с захваченных Россией территорий. "

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Pochod_na_Sybir.jpg 
Просмотров:	53 
Размер:	44.7 Кб 
ID:	1275

    "В Сибирь было сослано множество солдат-поляков, которые либо бежали из российской армии, либо помогали отбивать уводимых из дому рекрутов.

    Ссылались и те, кто без разрешения выезжал за границу или с оружием в руках пытался воспрепятствовать аресту, ссылались за малейший контакт с заговорщиками. Кроме того, в указанный период по польскому делу помимо [представителей] дворянства и польской и литовской интеллигенции было сослано небольшое количество евреев, крестьян, судейских чиновников - белорусов и русинов, а также немцев и латышей и даже россиян.
    "

    "
    Около 1863 г. все более частые случаи высылки в Сибирь вновь принесли с собой оживившееся народное движение и манифестации. В доселе невиданной мере усилило приток изгнанников вооруженное восстание 1863 г. В течение 1863-66 гг. в Сибирь пошли почти 20 тысяч человек, половина которых были людьми образованными. Из этого числа около 4 тысяч было осуждено на каторжные работы (на поселение с лишением прав около двух с половиной тысяч), столько же - на временное поселение, около двух тысяч семей добровольно пошли со ссыльными. Около 10 000 осуждены на вечное поселение без лишения прав. Последняя категория понесла самое тяжкое наказание, т.к. оказалась принудительно переселенной в Сибирь навеки (очень многие осели в восточных губерниях России), в то время как другие, даже приговоренные к каторге, имели обозначенными более или менее длительные сроки. А по степени виновности перед правительством эти, как их называли, «водворенцы» принадлежали к наименее виноватым.
    Они не принимали непосредственного участия в восстании, а только оказывали помощь вооруженным повстанческим отрядам разными мелкими действиями, или были осуждены за это. По преимуществу эти ссыльные были либо выходцами из окрестностей Вильно и принадлежали к мелкопоместной шляхте, либо мещанами из мелких местечек; в общем, представляли средние слои населения. Невзирая на это, их расселяли по сибирским селам и, если они не хотели вести хозяйство в определенных для них местностях Западной Сибири, переводили строптивых в худшие местности Восточной Сибири, пока те не убеждались, что должны подчиниться приказам власти и смириться с судьбой. Многие из тех, кто не верил, что можно без суда и большой вины быть столь сурово наказанными, спустя некоторое время переставали ждать перемен в своем существовании и вызывали с родины свои семьи, чтобы обосноваться на вынужденной отчизне.

    В тот период ссылки часто случались единичные помилования (например, вскоре освободили всех несовершеннолетних, не достигших возраста 20 лет, затем граждан иностранных государств, сосланных за участие в восстании, к примеру, итальянцев - участников похода в Польшу под руководством Франческо Нỳллё в 1863 г.). (16)
    Массовый приток польских ссыльных в Сибирь прекратился около 1870 г.

    Существует не так уж много польских oписаний и воспоминаний, относящихся к этим двум периодам ссылки. Следует выделить таких авторов, как Б.Дыбовский, А.Кон, Ф.Кон, Маньковский, Немоёвский, Э.Плоский, известный художник Андриолли, записки которого были напечатаны на французском языке в 1868 г.* (17)

    *
    ошибочно пишет о двух лицах как об одном. Одним из двух является художник итальянского происхождения и повстанец 1863 г. Эльвиро Михале Андриолли., отбывавший ссылку в Вятской губерни, что касается изданных на французском языке в 1868 г. воспоминаний, то они принадлежат совершенно иному лицу, Эмилю Андреоли , французскому журналисту, добровольно участвовавшему в составе отряда гарибальдийцев, помогавшего польским повстанцам в 1863 г. Именно Э. Андреоли за отмеченные действия поплатился ссылкой на Нерчинскую каторгу.

    "На улучшение отношения местного населения к полякам в определенной степени влияли и декабристы. Они, пользуясь родственными связями с оставшимися в стране русскими семьями и благодаря собственным возвышенным и благородным характерам, как русские, имели огромное влияние на все слои населения, не исключая чиновников. Некоторые декабристы, спустя определенное время, сами заняли выдающееся положение в сибирской администрации и имели возможность еще большего влияния на население. Декабристы были в наилучших отношениях с польскими ссыльными, чтили их нравы, энтузиазм, преданность отчизне и любовь к свободе.

    Среди польских тружеников на правительственной службе с точки зрения заслуг перед Сибирью следует отметить хотя бы нескольких, например генерала Станислава Лепарского (32), родом с Люблинщины, многолетнего коменданта Петровского завода, проявившего благородство и справедливость по отношению к сосланным декабристам. Несмотря на суровый распорядок, которого он вынужден был придерживаться, генерал старался, насколько мог, облегчить положение политических ссыльных, чем снискал их уважение и благодарность, завещанные потомкам.


    полный текст здесь:
    http://www.icrap.org/ru/pils5-4.html
    эта публикация осуществлена "институтом наследия Бронислава Пилсудского"

    так же очень интересные публикации по этой теме размещены на иркутском сайте: http://www.penpolit.ru/papers/detail...LEMENT_ID=1027

  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные поляки в Сибири

    Крупную группу политических ссыльных 60-х годов составляли участники восстания 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Белоруссии. Общее число ссыльных повстанцев превышало 22 000 чел.


    Осужденные на каторгу почти все, за исключением 11 чел., были отправлены в Иркутскую губернию и Забайкальскую область. В Тобольскую и Томскую губернии отправляли осужденных на поселение.

    В Восточную Сибирь были сосланы наиболее активные участники польского восстания 1863—1864 гг., принадлежавшие к направлению «красных».

    Среди них находились организатор манифестаций против царизма и начальник «штилетников» (кинжалистов) Павел Ляндовский, один из руководителей восстания Шленкер, командиры повстанческих отрядов полковник Валентий Левандовский и капитан Нарциз Целинский, Владислав Котковский, убивший начальника варшавской полиции Фелькнера, и др.

    Осужденные на каторгу работали на постройке барж в Сиваково (под Читой), на Петровском железоделательном заводе, нерчинских заводах и рудниках, на Александровском винокуренном заводе (Иркутским округ) и соляных варницах в Усолье и Усть-Куте.

    Среди поляков было много художников. Плодотворной была творческая и педагогическая деятельность талантливого художника С. Вронского— автора многих картин, акварелей, рисунков, изображавших главным образом сибирские пейзажи. Живописью занимались также политические ссыльные К. Сицинский, Ф. Зеньковский, Немеровский, А. Сохачевский, К. Новаковский.

    В славной плеяде политических ссыльных в Сибири особое место занимает небольшая группа французских и итальянских подданных из отряда гарибальдийцев Франческо Нулло или польских отрядов, разделивших участь изгнанников-поляков. Это Э. Андреоли (профессор истории), Л. Кароли, А. Венанцио, Ж. и Л. Меули, А. Джупони, Ж. Клеричи, А. Бенди, Л. А. Дие, Э. Марешаль, П. Аргант, Л. Пажес, Ж. Тиже, А. Рушоссе, К. Ришард и др. Одни из них были отправлены в 1864 г. сразу в Забайкалье, другие задержались в Красноярске

    В 1860-е годы одним из центров размещения политических ссыльных в Восточной Сибири являлся Петровский завод. С января по декабрь 1864 г. здесь находились ссыльные гарибальдийцы, участники польского восстания. В 1863 г. они были взяты в плен русскими войсками, осуждены в Варшаве на значительные сроки каторжных работ и доставлены в Западное Забайкалье.
    На заводе работали десять человек: Эмиль Андреоли, профессор истории одного из парижских лицеев, Шарль Ришар, уроженец Риги, француз Луи-Альфред Дие, граф Луиджи Кароли, Фебо Арканджели, Джузеппе Клеричи, Амброджио Джупони, Александр Венанцио, Джакомо Меули, Ахилл Бенди.

    Гарибальдийцы прибыли из Иркутска в составе большой партии польских ссыльных, насчитывавшей не менее 74 человек, из которых известны лишь некоторые имена: Эпштейн, Дворжачек, Крысинский, Соколовский. Осматривая прибывших, доктор И.С. Елин выделил из партии 30 человек наиболее ослабленных и поместил их в заводскую больницу *.
    (*Кубалов Б. Страница из жизни гарибальдийцев в Петровском Заводе // Свет над Байкалом. 1960. № 4. С. 139–141.)

  7. #7

    Re: ссыльные в Петровске

    Да действительно в книге есть описание прибывания гарибальдийцев в Петровском заводе.

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные в Петровске

    Как хорошо, что Вы забрели на наш сайт А что там пишется об этом пребывании?

  9. #9

    Re: ссыльные в Петровске

    О прибывании гарибальдийцев в Петровском Заводе пишется во вступительной статье на основании мемуарных источников и архивных документов. Все остальное вы можете почерпнуть из книги. Она продается в Чите в магазинах "Букеръ" по ул. Амурской-58, Бабушкина-68. Или на сайте Alib.ru - букинистические книги. Продажа, покупка, поиск. Букинист. Антиквариат. Редкие издания.
    В магазинах цена 405 руб., через сайт - 540 руб. с пересылкой. Скоро выйдет анонс книги на Чита. Ру., я обязательно дам на вашем сайте ссылку.

  10. #10
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: ссыльные в Петровске

    Будем ждать ссылки и ещё какой информации

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •