Страница 1 из 4 1 2 3 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 35

Тема: Впечатления гостей от Петровска

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Впечатления гостей от Петровска

    Кому-то город глянется, а кто-то как сноб нос воротит.

    Но иногда бывает полезно глянуть на себя чужими глазами.

    Здесь будем размещать заметки гостей о городе.

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    В Забайкалье приехали под вечер, перевел часы еще на час вперед.

    Обычная деревенька, городок или поселок с потрескавшимися кусками асфальта и лениво лающими собаками. Господи, все эти поселки одинаковы и безлики в любой точке России. Заброшенные предприятия, остовы каких-то административно-заводских зданий, несколько серых и тоже потрескавшихся типовых пятиэтажек, а вокруг сплошь частные дома с огородами, картошкой, теплицами, баньками, крытыми рубероидом и одиноко стоящими в дальнем углу сортирами. Такие же неприметные люди с безрадостными, подвыпившими лицами. Многие в потертых, выцветших легких куртках и штанах цвета хаки или в китайской пластмассовой синтетике. На улице все еще было душно, и пыль после машин долго не оседала.

    Зато название у города занимательное. Даже не города, нет, станции. У нас почему-то бывает, что у города одно название, а у станции другое. Не так давно, два года назад, поезд ходил через Горький и Свердловск, а пассажиры проезжали Нижний Новгород и Екатеринбург. Область и до сих пор Свердловской называется, впрочем, есть еще и Ленинградская – у нее, к слову, вообще столицы нет. И ведь укладывается как-то этот хаос в голове. А любой мало-мальский черт в этом ногу сломит. Или шею.

    Я приехал в Петровск-Забайкальский. Станция называется Петровский Завод. Почти Петрозаводск. Правда, в отличие от Птз, Петровский завод был местом ссылки декабристов; и каким боком название бывшего поселка относится к Петру I до сих пор нет единого мнения. Многие полагают, что поселок изначально был назван в честь апостола Петра, в таком случае он топонимический родственник Санкт-Петербурга.

    В марте я пролетал над этими местами на самолете, и девушка бортпроводница рассказывала много интересного о Забайкальском крае.

    На следующий день поехали в лес. Грунтовая, разбитая лесовозами дорога петляет вдоль реки, с сопки на сопку. Не успеваешь вылезти из машины, сразу окутывает море мошки. У дороги местами видны следы ворлеса – беспорядочно лежащие остатки, верхушки, комли. Ворам много места и времени не надо.
    «Так здесь многие заготавливат почем зря... Почти все знат кто и откуда везет, пилорам по округе тьма …Заезжат на два три дня, спилят, повытаскиват, и к китайцам или нашим перекупам».
    Здешние мужичкигласные в окончаниях глаголов проглатывают, и возникает ощущение, когда здороваешься за руку, а на пожимаемой руке не хватает двух пальцев: подать вид неудобно, но по инерции жмешь и проваливаешься в беспалую ладонь. Потом, правда, к съеденным окончаниям привык, и стало даже уютно слушать такую речь.

    источник http://bashkatov-sir.livejournal.com/5190.html

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    записки путешественника: http://periskop.livejournal.com/216602.html

    Петровский Завод. Характер и колорит города

    Вот я и подступил к следующему городу Забайкалья.
    На этот раз мой рассказ будет о Петровске-Забайкальском, главная станция которого на Транссибе носит название Петровский Завод, а вторая, грузовая – Декабристы. Город чрезвычайно колоритный – и в положительном, и в отрицательном смыслах одновременно, и по этому показателю он может соперничать в Забайкалье разве что со Сретенском. Находится он на самом западе Читинской области, в 420 км от Читы – ну примерно как Хельсинки от Питера.

    Славен и знаменит Петровский Завод был своим металлургическим заводом, основанным в год французской революции (1789) по указу Екатерины II – единственным в Сибири эпохи Империи. Из-за этого обстоятельства и Транссиб специально провели южнее, сделав крюк-полупетлю от Верхнеудинска (Улан-Удэ), и декабристов добрый царь Николай I сюда сослал поработать немножко. Сосланные декабристы, их жёны и их наследие составили ещё один пласт истории Петровска, который тоже очень интересен.
    Увы, Петровску сильно не повезло в Девяностые – ельцинские реформы прошли по нему калёным железом: металлургический завод - крупнейший работодатель, просуществовавший в разных ипостасях 204 года от Екатерины Великой до Горбачёва, закрылся в 1993-м, выбросив на улицу около пяти тысяч человек; затем, в связи с падением обьема перевозок по Транссибу, закрыли вагонное депо и оборотное локомотивное, выбросив из деятельности ещё около тысячи. Идти работать тут особо некуда, разве что лес воровать – и поэтому население Петровска за 10 лет (1990 – 2000) сократилось в полтора раза, с 30 до 21 тыс.чел., зато сильно увеличив площадь местного кладбища. В общем, для сведения некоторых, лагеря совершенно необязательны, если нужно хорошенько проредить народонаселение: вполне можно обойтись экономической «демократией» ельцинско-гайдаровского разлива.
    Примерно с 2003-го наметилась робкая стабилизация, а с 2005-го – некоторый подьем, но ведь сибирские малые города – они как островки ягеля в тундре: беспощадно пропахать вездеходом можно за полминуты, а восстанавливаться ягель будет затем лет тридцать-сорок. Вот такой «вездеход» и пропахал Петровск (и еще сотни малых и средних городов по всей России).



    Существование в Петровске в течение 200 лет металлургического завода подарило городу ещё один замечательный феномен – историческое кладбище, на котором могилы прекрасно сохранялись, несмотря на все революции и годы – просто потому, что любой зажиточный крестьянин ещё в начале XIX века мог пойти и заказать себе или родственнику на заводе литой чугунный памятник или надгробие. Не говоря уже о купцах, промышленниках или чиновниках. На этом же кладбище упокоились и некоторые декабристы, и их дети, рожденные уже в Сибири. Но о нём у меня будет отдельный большой пост, который уже почти готов, так что этот разговор отставим пока в сторону, и давайте просто посмотрим колорит Петровска.

    Мы приехали сюда с Бодо из Читы ночным поездом, высадившись тут около восьми утра, и пробыли около одиннадцати часов – он уехал отсюда на запад - на Улан-Удэ, а я – на восток, где живет моя бабушка, в посёлке Новопавловка в 45 км от Петровского Завода.

    Станция Петровский Завод сама по себе очень колоритна, и притягивает взоры и внимание пассажиров поездов, вот только с 2002 года поезда стоят тут мало, так как тяговое локомотивное плечо оказалось смещено на Улан-Удэ.
    Посмотрите – справа вокзальный комплекс, а на платформе – знаменитый барельеф декабристам, над которыми вальяжно возвышается серебристый Ильич. Иностранцы, когда впервые видят эту композицию, просто пищат от восторга. Станция вообще-то находится на дальнем отшибе города – сюда гоняют лихие забайкальские маршрутки за 10 руб., а сам город и его историческая часть – она там, за заводским прудом, где сизые сопки на кадре – вот под ними.
    На первую платформу прибывает самый дальний на планете Земля поезд сообщением Владивосток – Харьков.


    А вот и та самая ленинско-декабристская композиция, ставшая несомненной достопримечательностью вокзального комплекса.


    Нам повезло: через 15 минут после нашего приезда сюда пожаловала «Россия» Москва – Владивосток, «единичка», заглавный поезд Транссиба. Вальяжный Ленин и в ней отразился, посмотрите


    В старой части вокзала установлены мозаики на тему подвига декабристов и их жён.


    Единственный мой снимок за всю восточно-азиатскую поездку «в полном оснащении», то есть с основным рюкзаком на алюминиевом каркасе. Как видите, я предпочитаю носить за плечами 25-30 кг, но держать руки полностью свободными. С таким грузом я могу пройти около 10 км без сильной усталости, попутно фотографируя (но это, конечно же, крайний случай). Внутри основного рюкзака находится «оперативный», который меньше по ёмкости примерно втрое, и заранее укомплектован всеми необходимыми вещами для дневного автономного хождения – так что при первой возможности основной рюкзак оставляется в надёжном месте, а все передвижения осуществляются с оперативным, который нужно просто вытащить изнутри.
    Кепке с подлодкой U-995 из Лабё осталось быть со мной около восьми часов, потом она будет забыта в пригородном


    Пешеходный мост через станцию на довольно глухую, малообжитую северную часть.


    Я перешёл из-за любопытства, и обнаружил любопытную картину из жизни местных гастарбайтеров: стоит вот такой вагон, с вырезанной серединой, там живут люди (видите, мешок картошки прислонён?). Стоит столик, стулья, печка и сделаны нары. Поближе я уже не рискнул, ибо они забеспокоились присутствием совершенно необычного человека с фотокамерой.

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    продолжение предыдущего


    Вот так выглядел Петровский Завод в 1831 году, когда тут отбывали срок и каторжные работы декабристы. Центральный комплекс зданий – и есть место, где вначале они «сидели». Потом им разрешили поселиться вольно с семьями в больших деревянных домах из лиственницы. Вдали слева – заводской пруд. На эту сопку, где товарищи пишут картину, мы с вами ещё придём, в следующем посте.


    Вот это место находится всего лишь в километре западнее того, которое было изображено на предыдущей картине 1831 года. Вид с большого обрыва над Транссибом: виден сам Транссиб, за ним – кусок Заводского пруда, затем дореволюционные корпуса железоделательного завода (сталинские корпуса находятся дальше на восток), а на сопку взбегает деревянный отросток города, коих я насчитал около девяти. Сам исторический центр – он за кадром, правее.


    Если повернуть голову на пол-оборота влево, то видна остальная, западная часть Заводского пруда, далеко внизу под нами, опять же, Транссиб, а вокзал находится за снимком, километром левее.


    Район жилой «перемычки» от вокзала к центру (их разделяет примерно 3-4 км). Виден указатель выезда на трассу М55 (Чита – Иркутск).


    Идя вдоль Транссиба, мы наткнулись на любопытный артефакт. В посте про руины металлургического завода вы увидите и полную композицию, где это находится.


    Патриархальность и тишина, нарушаемая редкими проезжающими машинами – вот это и есть окраинный Петровск.


    Таких плакатов мы нашли в городе около пяти. Любопытно, что они изготовлены по заказу частного предприятия (?). Странно...

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Подступаем к центру. Одно из самых монументальных его зданий – Баня №1.


    Отойдя подальше, я увидел ещё более впечатляющий ракурс на неё. Полюбуйтесь


    Утомлённые пятичасовым хождением по разным краям разбросанного вдоль сопок города, мы решили отобедать, и наш выбор пал на харчевню «У Бориса», расположенную у подножия старого корпуса Петровского железоделательного завода.


    Харчевня нас встретила строгой и эпической надписью, это очень по-сибирски.


    Заказав еду по сто двадцать на брата (для этих краёв это считается недешево), мы отобедали, чем Бог послал. В этот раз он послал нам столовскую котлету с картошкой пюре (но не порошковой, что приятно), по овощному салатику, по литровой «Куке» на брата; ну и я взял для полного комплекта классический компот, потому что пить чудную воду из разовой посуды мне было западло. Мы были в это время единственными посетителями.


    За «У Борисом» расстилалось эпическое зрелище останков завода, .корпуса конца XIX века. Впрочем, это были сущие цветочки, по сравнению с величественными руинами основного корпуса (об этом месте тоже будет отдельный пост).


    Отобедав, мы направились мимо нового рынка к музею Декабристов, который базировлся в доме княгини Трубецкой (она в нём прожила 9 лет, с 1830 по 1839 год). Перед домом стоит памятник декабристу Трубецкому, его жене и ребенку (склеп этого ребенка вы увидите в посте про историческое кладбище).


    Дом Трубецкой был восстановлен лет 30 назад по чертежам и с планировкой того времени. Жена жила здесь, муж сидел в призаводском остроге (см. картну выше).


    Вид со второго этажа дома княгини Трубецкой на улицу Петровска. В торце улицы – наша знакомая харчевня, а далее – дореволюционный корпус Завода.


    Обстановка в одной из комнат. Что приятно (Сибирь всё же, глушь - украсть, продать и увезти не так просто) – много осталось вещей подлинных от княгини, начала XIX века. Это и гобелены, и часы, и картины, и книги, и медальоны. Вообще, музей этот рекомендую – сходите, такого у нас весьма немного, чтоб подлинное, а не воссозданное.
    Правда, насчет мебели они признались, что много реконструкции. Служительницы (как, впрочем и везде там) были к нам чрезвычайно предупредительны, включая везде свет, гости для них из таких мест – большая редкость.


    Вот ещё – большой деревянный капитальный дом XIX века, примерно за полкилометра от исторического кладбища. Тут находится какое-то училище, вроде. Состояние – отличное, я ему просто поражался.


    А это уже век XX, но тоже дерево

  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Петровск-Забайкальский. Деревянные дома и окна

    Небольшая ретроспектива снятых в Петровском Заводе деревянных домиков и стилей окон со ставнями. Таких шедевров деревянного зодчества, как в Чите, конечно, нет – но тоже любопытно и мило. Смотрите, сравнивайте, или просто любуйтесь

























    http://periskop.livejournal.com/218674.html#cutid1

    Продолжение следует.

  7. #7
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Петровск-Забайкальский. Соцгород и парк Металлургов
    Детищем современного металлургического завода в Петровске, построенном перед войной на базе дореволюционного чугунолитейного, был Соцгород – этакий образцовый квартал для металлургов, построенный по единому комплексному плану под ключ, со школой, больницей и детсадами, с собственным парком и величественным Дворцом Культуры (на заглавном фото). Здесь же находится и городская администрация. Соцгород находится на восточном конце города, и с трех сторон примыкает к лесу, что давало его жителям в благополучные времена дополнительное качество жизни.

    Предлагаю прогуляться по нему.



    Конечно же, с разорением и закрытием металлургического завода в 1993-м почти все жители Соцгорода потеряли работу, а сама инфраструктура (особенно парк Металлургов) стала приходить в быстрое запустение. Еле-еле теплится поддержание Дворца Металлургов в надлежащем состоянии, но это очень тяжело для мизерного бюджета Петровского Завода – Дворец явно превышает городской уровень. Поэтому пока что многие виды Соцгорода выглядят довольно печально – как вытащенная на сушу и оставленная на произвол чаек издыхающая большая рыбина.
    Но давайте посмотрим всё своими глазами.

    Лестница от центральной площади ко Дворцу Металлургов.


    Вид от Дворца Металлургов вниз, на городскую администрацию.


    Мощные колонны и боковые террасы Дворца.


    Здание городской администрации.


    «Образцовые» дома сталинской эпохи для металлургов.


    Афиша Дворца Металлургов.


    На этой же площади перед дворцом находится и монументальная доска почетных граждан города (сейчас заброшенная).


    Она же служит и парадным выходом в большой по площади парк.


    Давайте заглянем за железные ворота и посмотрим вдаль, на восток.
    Вниз и вдаль – вид на станцию Декабристы, перегрузочную станцию завода и пригородную – для жителей этого района. Вдаль, на восток, уходит Транссиб, петляя между сопками, а сам парк Металлургов простирается левее кадра.


    Улица, идущая от площади перед Дворцом Металлургов, с деревьями и 3-этажными сталинками.


    Идя дальше по улице, мы попадаем в более современную часть города, застраивавшуюся в брежневские годы.


    Лестничные соеденинения между параллельными улицами Соцгорода решены весьма основательно.

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Девятиэтажки начала 80-х. Как видите, временное решение по горячему водоснабжению Соцгорода из-за Перестройки и наступившего затем всеобщего краха оказалось постоянным, на доллгие десятилетия.


    Вид с улицы на ступеньку выше: за Соцгородом простирается еще и деревянный частный сектор, пользующийся инфраструктурой соцгорода (магазинами, школами, детсадами и т.д.).


    Ну что ж. А теперь верхней улицей (понаблюдав бой забайкальских котов) пойдем к Парку Металлургов. Он начинается сразу за Дворцом.
    Как видите, без должного содержания все зарастает (парк уже 14 лет как бесхозный).


    Скульптура Металлурга.


    Давайте заглянем ему в глаза, этому трудяге.

  9. #9
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Идём дальше.
    Тут был фонтанный комплекс, со спуском в лесные аллеи ниже уровнем.


    Капитальные чугунные ограждения с рисунком, на бетонно-цементном основании. Строили основательно.


    Второй парадный выход в Соцгород (двумя улицами выше Дворца).


    Комплекс-памятник павшим в Великой Отечественной.


    С другой стороны.


    Почему бойцу одели венок на голову, я так и не понял. Или это «шутка» местных подростков?


    Еще один комплекс парка – доска с фамилиями погибших на войне петровчан.


    Остатки былых архитектурных форм.


    На склоне холма, ведущего к Заводу, стоит Т-34, и почему-то с повернутой башней (тоже «шутка»?).


    Вид на танк и парковый комплекс сверху. Парк большой, наверное гектар 60-70.


    И в заключение – панорама с сопки, направлением на восток.
    Слева – Транссиб и далее поселок Декабристы, тоже часть Петровска. Через ж/д переброшен виадук, ведущий в историческую часть города. В центре, хорошо выделяемый регулярными посадками – Парк Металлургов. Справа возвышается Дворец Металлургов и за ним ещё правей уходят улицы Соцгорода.

  10. #10
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: Впечатления гостей от Петровска

    Петровский Завод. Руины металлургического завода
    Идем дальше по Петровску-Забайкальскому: топаем на восток, где расположен Соцгород и металлургический завод. Точней – руины этого завода. А ещё точней – самые большие индустриальные руины на всей Транссибирской магистрали.

    Краткая справка: завод работал в трёх реинкарнациях с 1789 по 1993 год, когда были потушены печи. Последняя реинкарнация – 1936 года, когда был построен Соцгород и новый корпус завода. С 1996 началось его постепенное растаскивание, разрушение и разграбление.



    Вид на мёртвый завод с востока, если идти от станции Декабристы («сталинские» корпуса постройки середины 30-х). Внизу – Транссиб.


    Один из цехов завода с сопки.


    Транссибирская магистраль огибает завод, проходя с юга, между заводом и сопкой.


    Один из цехов завода.


    Главный (прокатный) цех.


    Целы ещё фрагменты забора с колючками. Номинально завод ещё охраняется, ходят некие люди в камуфляже по двое, но фактически – охраны нет, они легко пропускают «своих» (местных) внутрь. Впрочем, легко проникнуть и так, просто «чужим» надо немного заплатить.


    Некоторые конструкции уже обваливаются.


    Тут уже забор разрушен и можно спокойно идти внутрь. Однако мы с Бодо посмотрели на два прошедших мимо патруля и решили, что не будем связываться с потенциальным «задабриванием» сторожей, тем более что нам предстояла ещё большая программа. Однако вниз за забор спустились и северный край завода посмотрели.


    Вид на прокатный цех.


    По Транссибу, рядом с руинами, идёт грузовой поезд.


    Вдали - площадка с подьездными путями к заводу, от склада металлолома (завод – передельного цикла, неполного).

Похожие темы

  1. Ответов: 1
    Последнее сообщение: 24.05.2011, 17:15

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •