Страница 1 из 3 1 2 3 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 27

Тема: чайный путь

  1. #1
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    чайный путь

    через Забайкалье пролегал знаменитый чайный путь.

    Об истории сибирского чайного пути и пойдёт речь в этом разделе.

    Долгое время Россия имела приоритеты в чайной торговле (особенно пока не построили Суэцкий канал).

    До сих пор зарубежом славится купаж "Русский каравн", слава которого замешана на славе чая, шедшего когда-то через Россию.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Russian_Caravan_Tea.jpg 
Просмотров:	481 
Размер:	43.0 Кб 
ID:	667

    Да, было время когда чаи, которые через Россию попадали в Западную Европу, ценились исключительно высоко, так как эти чаи, во-первых, были китайским - одними из лучших тогда в мире, а во-вторых - шли в России посуху и не портились при транспортировке.

    Середина девятнадцатого века - это время обострения "чайных" отношений между Китаем и Великобританией. Именно в это время начинается активное выращивание чая в Индии и на Цейлоне. А в Россию в это время (1841) Китай разрешил продажу элитных желтых чаев, недоступных европейцам.

    Последний раз редактировалось toyohara; 26.07.2011 в 03:30.

  2. #2
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Китайцы не только подарили миру название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение – чайный куст, впервые упомянув о нём почти 4700 лет тому назад. Впоследствии была создана легенда о том, что это растение выросло из брошенных на землю век одного китайского святого, который отрезал их после того, как заснул во время молитвы, и, разгневанный на самого себя, захотел, чтобы у него никогда не слипались глаза. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.


    Вначале чайное растение распространилось по соседним с Китаем странам Азии. Но этот процесс шёл крайне медленно и неравномерно. Если в Китае чай был введён в культуру около 350 года, то в Японию он проник (как растение) спустя почти половину тысячелетия – в 805-м или 810 году; примерно в то же самое время, в 828 году, в Корею.








    Последний раз редактировалось toyohara; 24.07.2011 в 18:11.

  3. #3
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Впервые свертки с сухими листьями чая были завезены в Россию из Китая в XVII веке.

    Во второй половине XVI века к России было присоединено Сибирское ханство. Русские земли стали простираться до самых границ Китая.

    В 1616 году в Китай отправились российские послы: казак-атаман Василий Тюменца и десятник Иван Петров. Они прибыли в ставку монгольского алтын-хана с предложением "быть ему в милостивом жаловании под высокой царскою рукою".


    При дворе алтын-хана казаков встретили посланники "высокого желтого царя" - китайского императора, Им показали диковинные шелковые ткани, золотые кубки и "свечи неведомо какие". Сам Алтын-хан угостил русских посланников чаем, сваренным с топленым молоком и маслом. Посольство доставило в Москву первые образцы китайского чая.




    При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче (1596-1645), торговые связи России с другими странами стали расширяться.

    В Китай в 1638 году было отправленно Посольство, возглавляемое Василием Старковым. На родину он привез необычный груз - 64 кг "каких-то листьев". Эти тюки монгольский хан навязал ему в обмен на соболей. Старков решил, было, что его надули. Однако вскоре все прояснилось самым наилучшим образом.

    Непонятные сушеные листья были преподнесены царю.
    «Не знаю, листья ли то какого дерева или травы, — доносил Старков царю.— Варят их в воде, приливая несколько молока...».


    Отведать диковинный заморский напиток государь пригласил и бояр. Все сидевшие за царским столом были очарованы горячим, ароматным напитком. Да и Михаилу Федоровичу чай очень понравился.


    Русские быстро приобщились к чаю. Постепенно чай потеснил прежний национальный напиток - квас. На квасе варили щи и тушили мясо, его пили на протяжении всего дня - порой выпивая до пяти литров в день. С кваса начиналось утро простого люда и дворян.


    В конце XVII века Россия начинает ввозить чай. С легендарного чаепития царя Михаила с боярами прошло всего 35 лет, а чай в Москве уже можно было купить запросто. В торговых рядах на Красной площади чай продавали в лавках, как хлеб.

    Вначале довольно дорогой, чай, по мере роста спроса у населения, стали ввозить большими партиями, и он быстро подешевел.

    С 1630 года торговля русских купцов с китайцами, привозившими свои товары к русской границе с севера Поднебесной, шла уже во всю. Из России в Китай поставляли сукно и всевозможные меха (мерлушка, корсак, бобер, соболь, хорек, белка, куница, юфть (толстая кожа). Помимо чая, из Китая везли сахар-леденец, сушеные фрукты, виноград, яблоки и прочие плоды, а также табак.

    В 1689 году Россия заключила с Китаем первый торговый, так называемый Нерчинский, договор. Китай официально вступил с Россией в торговые отношения.

    Чай, в противоположность квасу и водке, не был отечественным по своему сырью и месту производства. Заморский, значит, дорогой.

    Для большинства потребителей чай оставался пустой водичкой без особого «приклада» - сахара, меда, пряников или иных кондитерских изделий.




    Если водка или квас не требовали практически никаких особых приготовлений и условий для своего распития, чай, даже самый бедный, нуждался в специальном оборудовании: самоваре, заварочном фарфоровом чайнике, чашках, блюдцах, ложечках.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	чайница_ рус. изд-я железных заводов 17-18 в..jpg 
Просмотров:	99 
Размер:	200.0 Кб 
ID:	653чайница - русские изделия сибирских железных заводов 17-18 в.в.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	чайник для кипячения воды_изд-я железных заводов 17-18 .jpg 
Просмотров:	91 
Размер:	186.6 Кб 
ID:	654чайник для кипячения воды - изделия сибирских железных заводов 17-18 в.в.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	самовар_изд-я железных заводов 17-18 в..jpg 
Просмотров:	95 
Размер:	73.6 Кб 
ID:	655самовар - изделия сибирских железных заводов 18 в.- н.19 в.


    Предметы сервиза Д. И. Чичерина 1774-1775 Тобольск

    И тем не менее чудо произошло - чай превратился в подлинно русский национальный напиток.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	576px-Kustodiev_Merchants_Wife.jpg 
Просмотров:	108 
Размер:	130.6 Кб 
ID:	656 Б.Кустодиев "Купчиха за чаем"

    Уже к середине XIX века Российская империя занимала первое место в мире (!!!) по объему общего ввоза и потребления чая.


    Основными центрами оптовой продажи чая в XIX веке были Ирбитская и Макарьевская (Нижегородская) ярмарки.


    Китайские Ряды на международной ярмарке, Нижний Новгород,1898

    Отношение к чаю на Нижегородской ярмарке характеризовалось простым фактом: ярмарка считалась действующей только после того, как на нее привозили чай, а не после официального открытия.

    Чай был своеобразным рычагом, дававшим движение всей торговле.


    Нижегородская ярмарка. Китайские-чайные ряды. Акварель А.Карелина
    Последний раз редактировалось toyohara; 30.07.2011 в 02:27.

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    В прошлом веке не только жители Сибири, но и всей России пили в основном китайский чай.
    Прежде, чем чай попадал на стол сибиряков, его надо было вырастить, приготовить и привезти. А это очень долгая история.


    Чайный путь стоял в одном ряду с нефритовым, шелковым, солевым, коричным, оловянным и винным путями, а по объемам торгового оборота уступал лишь Великому шелковому пути.



    Чайный путь начинался в Калгане, куда с чайных фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию.

    Калган – ворота Китая в прямом смысле этого слова (Калганом этот город называют только русские, переделав монгольское «халга», что означает ворота, или заставу, а китайцы называют его Чжан-цзя-коу). Город стоит сразу за Великой Китайской стеной. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене, располагается торговое предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь формировались караваны.


    От Калгана караваны с чаем шли через Гоби к Урге, оттуда к Кяхте.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	apu_001-055_rs.jpg 
Просмотров:	135 
Размер:	162.8 Кб 
ID:	663 Кяхта к.19 в.

    Посуху чай везли на всем, что ходит - на верблюдах, лошадях, мулах, быках. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай - Сибирь и Сибирь - Европейская Россия.

    В Китае из Ханькоу (центр китайского чаеводства) чай доставлялся сначала в Пекин, а затем - в Калган (русских дальше Калгана долгое время не пускали).

    По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, бывало - и по рекам. Из Калгана через Ургу по Монголии - на вьючных животных.


    Караван с чаем.

    Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пяти месяцев и, естественно, не обходилась безо всяческих приключений - то разбойники нападут, то реки разольются.


    Основным пунктом торговли чаем между Китаем и Россией была приграничная Кяхта - торговая слобода, основанная в 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (на территории современной Бурятии).


    Прибытие каравана в Ургу.
    Последний раз редактировалось toyohara; 26.07.2011 в 03:15.

  5. #5
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    В Китае чай выращивался в основном в двух районах: восточном и западном.



    Как говорили китайцы, чай любит дождь, солнце, ясное небо, простор, нежирный чернозем и каменистые осыпи гор. К этому можно добавить, что чай любит необыкновенно кропотливый труд человека.

    Разводился чай семенами, высота куста должна бьть не более двух аршин (менее 1,5 метров), иначе лист будет плохого качества. Урожай начинали собирать на четвертый год, куст плодоносил 10-12 лет.

    Сбор чая производился в несколько приемов, первый - в конце марта - начале апреля, обязательно в хорошую погоду. Сначала собирали первые ростки и только что развернувшиеся листочки, дающие отборный чай, самые дорогие сорта.

    Самый первый чай назывался императорским и в продажу не поступал: он шел к императорскому столу.

    Затем обрывали созревшие молодые листочки. 90% этого чая шло в Россию.

    Второй сбор производился в конце мая - июне, когда чайный лист развился, стал сочным. Этот сбор давал самые распространенные сорта.

    Третий сбор - в августе, из созревших листьев, давал грубые, дешевые сорта. Кое-где осуществляли и четвертый сбор, в сентябре, когда листья были уже грубыми. Это были самые низкие сорта чая.



    Сбор чая производился очень аккуратно, только чистыми руками и чтобы не было никакого запаха. Во время сбора чая китайцы даже не употребляли в пищу лук, что было для них настоящим испытанием. Ростки отщипывались ногтями и бросались в чистую воду.

    Но это только начало чайного пути.



    Собранный чай сушили, вялили на плантациях, выпаривали на сковородках, чтобы удалить сырость и излишние наркотические вещества.

    Затем чай поступал на фабрики, где продолжалась его обработка. Чайные фабрики представляли собой довольно бесхитростные строения в два этажа. На первом этаже чай поджаривался, ароматизировался и приобретал горьковато-вяжущий вкус.





    Ароматизация чая производилась цветами жасмина, розы, камелии, магнолии и т. д. На три части чая брали часть пахучего вещества, закладывали в кувшины, чередуя слой чая со слоем ароматизирующего вещества. Кувшин помещали в котел с горячей водой и доводили до кипения. Когда вода закипала, кувшин вынимали, отделяли чай от цветов. Весь этот процесс можно назвать священнодействием, не иначе.
    И в те далекие времена он соблюдался в основном на востоке, а в западных районах приготовление чая было более простым.

    Когда торговля чаем с Россией стала расти быстрыми темпами и увеличилась с 30.000 пудов в год в конце XVIII века до 250.000 пудов в середине XIX века, то это священнодействие стало нарушаться и на востоке Китая.

    На втором этаже фабрики чай просеивался, сортировался и упаковывался в ящики, этим занимались опытные, знающие дело люди.

    Последний раз редактировалось toyohara; 26.07.2011 в 02:57.

  6. #6
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Кяхта

    Название: kach Кяхта -чайная столица.jpg
Просмотров: 1158

Размер: 7.6 Кбгерб Кяхты




    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	кяхта.jpg 
Просмотров:	118 
Размер:	320.1 Кб 
ID:	662 г. Кяхта в конце 19 века

    В Кяхту чай приходил в двух видах - в зависимости от сорта. Кирпичный прессованный чай, бывший достаточно популярным в Сибири, привозили в ящиках.

    Кирпичи прессованного чая соединялись в одну "доску" на манер известных всем долек шоколада. Количество и размер таких досок в ящике могло быть различным.

    Рассыпной чай, который как раз с начала Кяхтинской торговли начали называть байховым, паковали в деревянные ящики, несколько раз оплетенные камышом.

    Такие ящики называли цибиками (слово, скорее всего, является производным от монгольского слова, обозначающего плетеную емкость).

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	цибики.jpg 
Просмотров:	483 
Размер:	53.1 Кб 
ID:	664

    Цибики были квадратные и полуторные. В квадратные помещалось около 25 кг чая, в полуторные - 34-36 кг.

    Лучшие сорта чая часто упаковывались в металлические ящики (оловянные или свинцовые).


    Ящик для перевозки дорого чая, 19 век Красноярский краеведческий музей

    Эта упаковка могла еще усугубляться кожей. Ну и цибиком, конечно.
    Один верблюд (если везли на верблюдах) вез 4 цибика.


    Чайный караван в монгольской степи

    Прибывший в Кяхту чай досматривали, переупаковывали и маркировали в соответствии с принятыми стандартами.

    Развъючивание верблюдов, снятие наружной упаковки с цибиков и осмотр чая производили специальные люди - савошники. Их так называли по основному инструменту их работы - савку. Это была такая штуковина, которой можно было пробить цибик и достать из самой его середины немного чая на проверку. Короче говоря, полый ломик. Савошники проверяли две вещи. Наличие чая внутри цибика и его качество. Изначально такой проверкой (как ее назвать - непонятно... "савошничество", что ли) занимались купеческие приказчики или казенная артель инвалидов, однако с 1861 года начали появляться частные савошные артели.


    Приёмка чая в Гостином дворе в Кяхте.

    После проверки савошники доставляли чай на переупаковку. Этим уже занимались другие артели - ширельные (к ширянию они не имеют никакого отношения). Они "ширили", то есть зашивали в кожу (по другим источникам - в шкуры, шерстью внутрь), упаковки с чаем для дальнейшей транспортировке по Сибири. Где, как известно, случается зима и снег. Цибик с чаем обвертывали кожей, которую, в свою очередь, стягивали и сшивали ремнями. Переупакованный чай снова возвращался к савошникам, которые маркировали его. На коже вырезались инициалы хозяина и маркировку чая. Например, "Т.Н." - "торговый нетоварный". Напомним, что в цибиках доставлялся байховый (рассыпной чай).

    Кирпичный чай (который маркировался, например, "К.Ч." - "кирпичный черный") требовал более сложной обработки. Его раскупоривали полностью - до кирпичей. После чего счищали с них пыль и плесень и упаковывали по новому - сначала в бумагу, потом в кожу.

    Работа у савошников и ширельщиков была незавидная. Особенно у ширельщиков. Это в напитке чай - штука исключительно полезная. А как сырье, которое надо обрабатывать - штука для здоровья весьма неприятная. По меньшей мере, тогда был. В артелях работали по 12 часов (тогда так было принято - трудоголики все были), в полумраке, задыхаясь от запаха сырых кож и чайной пыли. А еще при прошивании кож очень часто ранились руки - нежно кожу не проколоть.

    Однако работа эта все равно была очень престижной. Во-первых, она обеспечивала постоянным заработком. Во-вторых - давала определенные социальные льготы. Такие, например, как пособие в случае женитьбы или в случае смерти родственников.


    «Золотые ворота России»

    Право первым встретить чайный караван в России город Кяхта заслужил своей историей. Именно он был главным пунктом русско-китайской торговли, крупнейшим культурным и экономическим центром Восточной Сибири. В 17 веке здесь начинался российский отрезок Великого чайного пути.

    Название: Kyahta.jpg
Просмотров: 1187

Размер: 50.8 Кб Кяхта


    Прибытие чайного каравана из Монголии в Кяхту

    За первую половину 19 века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз. К середине 19 века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта.

    В экспорте чая в Россию был заинтересован и Китай. Интерес к русскому рынку у китайцев особенно возрос после того, как Англия - главный импортер китайского чая - стала успешно развивать чайные плантации в Индии и на Цейлоне.

    Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу, Аляску, бывшую в составе России.

    Во 2 половине 19 века кяхтинский торг становится всё более известен. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая», «Золотыми воротами России», «Москвой на востоке». Ее хорошо знали во многих странах мира.

    Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «городом миллионеров».

    Торговый оборот ее достигал в некоторые годы 30 миллионов рублей, что тогда было очень крупной суммой.

    «Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Гостиный двор в Кяхте. 1890-е. Фотография Н. А. Чарушина..jpg 
Просмотров:	112 
Размер:	242.3 Кб 
ID:	661 Гостиный двор в Кяхте. 1890-е. Фотография Н. А. Чарушина. Видны тюки с чаем. Установлено несколько весов.




    детали из статьи М. В. Кривокурцевой "Чай в Сибири".

    http://www.orsk-tea.ru/tea-histori/...pitie-po-russki
    http://express.irkutsk.ru/history/any/chai.htm
    http://tealovers.ru/2010/05/23
    Последний раз редактировалось toyohara; 26.07.2011 в 03:01.

  7. #7
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь. Кяхта

    В 1727 году талантливейший дипломат Савва Рагузинский, после 58 переговорных встреч, подписал от имени России дружественный трактат с Китаем.




    Случилось это как раз возле нынешней Кяхты. И именно здесь был «мир вечно утвержден, граница разведена». Мы первыми из европейских государств начали торговать с поднебесной империей. Причем ни одна другая страна не смогла заключить с китайцами подобного договора в последующие полтора столетия.

    Переговоры шли трудно и медленно. "Китайцы требовали весьма много, - так впоследствии напишет в своем пекинском донесении Рагузинский, - и хотели даже, чтобы все земли, лежащие к югу от Байкала, были признаны их собственностью". Лишь твердость и решительность графа его искуссность "переговорщика" принудили китайцев отказаться от большей части требований, и договор был подписан.


    Сим важным трактатом Россия обязана Графу Владиславичу, называвшемуся и Рагузинским.

    Он принадлежит к числу тех людей, которых проницательный Петр возвысил за истинные достоинства из низкого звания, даровав им средства принести незабвенные услуги России.

    В Московском Архиве Иностранной Коллегии (См: «Деяния знаменитых Полководцев и Министров Петра Великого», Ч. I, стр. 136) отысканы о нем следующие сведения:

    «1702 года Ноября 6 приехал из Царяграда в Азов, а Апреля I 1703 в Москву—Грек— Савва Владиславич с деревянным маслом, кумачами и бумагою, и объявил, что он прибыл для разведания пути в Россию Черным морем. Того ж года Июля 6 дана ему жалованная грамота торговать в России на 10 лет.
    В 1710 году Февраля 12 Надворному Советнику Савве Рагузинскому за верную и усердную его службу пожалованы изменника Ломиковского местности: села Тополь, Вишенки и Парафеевка.
    1711 года сопутствовал он Петру 1 в Турецкий поход.
    1716 отправился в свое Отечество Рагузу и оттуда возвратился с названием Графа Владиславича.
    1728 года Января 4 пожалован Тайным Советником и Кавалером Ордена Св. Александра Невского за заключение Трактата с Китайцами.
    Умер в 1738 году».

    С помощью Саввы Рагузинского были открыты торговые ворота в Центральную Азию и Китай. Но это важнейшее историческое событие редко отображается даже в коротких строчках хронологий. Может, потому, что добились мы мира без войны, без человеческих жертв и без всяких других присущих «подвигов». Просто сумели договориться.


    20 августа 1727 года заключен был предварительный трактат и граница была определена следующим образом:

    Горный хребет Хинган-алин, разделя­ющий с берегов Охотского моря все реки, текущие к северу и юго-востоку, до впадающей в Амур речки Горбицы принят был преградою обоих Импе­рий.
    Старинная граница, определенная в 1689 году и шедшая от источников Горбицы чрез реки Амур и Аргунь, до озера Далая, осталась непеременною.
    От сего озера проведена была граница по равнине к источникам реки Онона, чрез горный хребет Кентей-хан и источники Чикоя к югу до ручья Кяхты. От источников Джиды чрез хребет Цасту-эндур идет граница по цепи гор Тоджин-шилле и разделяет все реки, текущие к северу и западу, до Енисея. В позднейшие времена граница сия продолжена была к западу от Енисея до впадающей в Иртыш реки Бухтормы, где на речке Нарыме стоит последний Монголо-Китайский караул, а напротив онаго Русский козачий пикет.

    В прочих статьях сего трактата определено было, чтоб на том месте, где граница касается ручья Кяхты, заведено было общее торговое место Русских и Ки­тайских купцов, для предупреждения всех, могущих со временем случиться раздоров.



    Какие страсти закипели в связи с открытием торговли с Китаем! Эмоциональность этой пружины человеческих отношений, замешанной на конкурентной борьбе, ни в чем не уступала, а то и была похлеще знаменитых гонок чайных клиперов или золотой лихорадки в Америке.


    В лучшие свои десятилетия Кяхта приносила казне по 8-9 процентов всех российских доходов.

    эту «дыру» в позапрошлом веке горделиво величали «второй столицей» А здешний посад был самым богатым в России.
    В слободе жили исключительно миллионеры. Два десятка усадеб богачей на одной улице. Местные модницы выписывали наряды «из Парижу». Лучшие мастера-иконописцы приезжали сюда из Италии. Самый престижный портной - из Петербурга. Даже самая способная ученица, по признанию скульптора Родена, была у него из Кяхты.

    В этом маленьком сибирском городке на юге Бурятии делали на европейский манер деревянные тротуары. По вечерам зажигали фонари. К фешенебельной окраине было проложено настоящее шоссе. Современники писали, что смотрелась слобода так, «как будто только что все побелили и покрасили» Такое благоустройство было поразительным для того времени. Достаточно напомнить, что тогда даже уездные города по уши утопали в грязи.

    С каждого ящика чая купцы, по решению местного собрания, отчисляли на поддержку города и торговли по 40—60 копеек. Называлось это “аксиденцией”, которая в сумме достигала 110 тысяч рублей в год. Для сравнения: средний бюджет российского города в то время был в двадцать раз меньше.

    Удивительная Кяхта! Именно с ее помощью чай стал нашим национальным напитком. Причем к сибирякам он попадал из свежего сбора, а ко всем остальным, даже к царскому двору -- из прошлогоднего. Потому что на доставку «в Расею» уходило около девяти месяцев.

    В мире не было более протяженной торговой дороги, чем «Великий чайный путь».И именно Кяхта около века снабжала чаем всю Россию и — монопольно — Западную Европу. Причем у нас этот китайский чай называли кяхтинским, а за границей — русским.

    Примечательно, что в первые десятилетия своего «золотого века» кяхтинские богачи тратили деньги с невиданным размахом. Если уж строили храмы, то такие, чтобы их роскошью затмить всех и вся.

    По сегодняшним меркам церкви старой Кяхты могли бы обеспечить потребности прихожан почти миллионного города. То есть насущная необходимость перекрывалась стократно.

    Но в этой величавости была одна примечательная особенность. Впритык к российской слободе был построен китайский торговый городок Маймачен с деревянными храмами. Наши купцы в ответ, чтобы «за державу не было обидно», возвели высоченную и прекраснейшую по своей архитектуре каменную Воскресенскую церковь.




    И китайцы, которые называли нас до этого не иначе, как «северными дикарями», стали изучать русский язык. Вскоре между двумя приграничными слободами установилось не только торговое, но и простое человеческое общение. А ворота закрывались только «по пробитии зари», то есть на ночь.

    по материалам с "Сибирики"
    http://sibirica.su/glava-pervaya/kya...-millionerov-4

    Ещё некоторые факты о Кяхте:

    * в Кяхте формировались практически все крупные российские центральноазиатские экспедиции: Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, В.А. Обручева и др.

    * В XVIII в. через Кяхту прошли маршруты научных экспедиций: Миллера, Лаксмана, Палласа, Гмелина и др.

    * Посещали город декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, С.П. Трубецкой, И.И. Горбачевский, С.Г. Волконский, И.И. Пущин.

    * В разное время здесь жили и плодотворно трудились известные ученые и просветители: П.Л. Шиллинг, Н.Я. Бичурин, О.М. Ковалевский, Ю.Д. Талько-Грынцевич, Г.Е. Грум-Гржимайло.


    Торговал в Кяхте и наш "петровский" купец Белозёров (тот самый, что и благотворителем выступал, строя школы и с декабристами дружил, сберёг многие их личные вещи, помогал хоронить и ухаживать за могилами и в Петровске и в Селенгинске)

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	купец белозёров.jpg 
Просмотров:	105 
Размер:	100.6 Кб 
ID:	770

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Купцы Петровский Завод в 1911.JPG 
Просмотров:	86 
Размер:	47.3 Кб 
ID:	771
    Это список купцов в Петровском Заводе в 1911. Белозёров идёт первым, Юн-ху чен - последним. Чаще всего китайцы тоже чаем торговали.
    Последний раз редактировалось toyohara; 12.08.2011 в 00:36.

  8. #8
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Не могу удержаться, чтобы не поместить более подробную биографию Саввы Рагузинского - почти забытого замечательного деятеля петровской эпохи, много сделавшего для России.


    Савва Лукич Владиславич-Рагузинский
    - граф - русский дипломат, потомок герцоговинских князей Владиславичей-Рагузинских;

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	d8f00-img0100210000.jpg 
Просмотров:	459 
Размер:	43.2 Кб 
ID:	668


    Савва Лукич родился в городе Херцег-Нови; его отец, православный серб, притесняемый на родине турками, переселился с семьею в Рагузу (Дубровнике в современной Хорватии)


    Повзрослев, Сава уехал сначала в Венецию, затем в Испанию и Францию, где успешно изучал экономику. Завершив образование и получив от отца некоторую сумму, он отправляется в Царьград-Константинополь (так называли тогда нынешний Стамбул), где занялся коммерцией, приняв двойную фамилию Владиславич-Рагузинский.


    Кроме занятий торговлей Молодой Владиславич-Рагузинский, сделался тайным агентом русских дипломатов князя Голицына и Украинцева.


    Прекрасный знаток внутренней и внешней турецкой политики, досконально изучивший дворцовые тайны и характеры османских правителей, затаивший в душе ненависть к туркам - разорителям родового гнезда, Савва организует в Высокой Порте, Венеции и Франции разветвленную торговую сеть, а по сути — первую русскую разведывательную сеть за рубежом! Внешняя разведка была крайне необходима России, только что вышедшей на берега Чёрного и Балтийского морей.


    Всё это не могло не вызвать пристального внимания турецких властей к новоиспеченному русскому дипломату.


    К тому же в стране происходит государственный переворот: Мустафу II сменяет Ахмет III, ярый враг России и союзник Карла XII.


    Обеспокоенный таким поворотом дел, в 1702 году Савва Рагузинский отправляется в Россию — морем, несмотря на запреты турецких властей. В Россию он привозит труд «Изучение дороги Чёрным морем в Москву», в котором подробно описывает порты, гарнизоны, их вооружение, места базирования флота, сообщает другие сведения разведывательного характера.


    Русский государь не остался в долгу - Петр I выдал ему жалованную грамоту на десять лет, которой предоставлялись право свободно торговать в России с уплатой пошлины наравне с русскими купцами, монополия на продажу в течение трех лет лисьего меха из Сибирского приказа, право ввозить в Россию и вывозить из нее товары через Азов, как и открывать в нем и других местах торговые дома и лавки.

    Грамотой повелевалось всем должностным лицам оказывать Рагузинскому всяческое содействие в его торговых делах.

    Название: 1251800340.jpg
Просмотров: 1157

Размер: 26.1 Кб


    В 1705 Рагузинский выхлопотал новую жалованную грамоту, расширяющую права ввозить и вывозить товары не только через Азов, но и через украинские города, а также другими путями.


    Именно Савва Рагузинский привез в подарок Петру I «арапчонка» Ганнибала, прадеда Александра Пушкина, из Константинополя в 1705 г. (кстати, великий поэт вспоминал Рагузинского и в «Арапе Петра Великого», и в подготовительных материалах к истории Петра).


    Снабженный русскими товарами, Владиславич-Рагузинский вернулся в Константинополь к посланнику Толстому в 1705 году, но через три года опять приехал и уже окончательно обосновался в Москве, получил теперь право беспошлинной торговли и двор на Покровке.


    Савва Лукич поступает на службу в Посольский приказ, одновременно развернув широчайшую торговую сеть — от Азова до Астрахани.


    По его инициативе в России начинается чеканка медной монеты, и он становится официальным поставщиком меди для Монетного двора.


    Ему же поручают снабжать российскую армию продовольствием и вооружением. И делает он это отлично, за что, по совокупности с добытыми разведданными, Пётр I жалует его в 1710 году чином надворного советника и тремя имениями Тополь, принадлежавшими ранее гетману Мазепе.


    В 1711 Савва участвовал в Прутском походе Петра Великого.

    Ему принадлежала идея царского обращения к христианским народам Балкан с призывом поддержать Россию в войне с Турцией. По указанию Петра I он находился в ставке командующего российскими войсками графа Б.П. Шереметева в качестве консультанта «для советов в тамошних делах». Рагузинский участвовал в важнейших военных советах на Пруте.
    Через него поддерживались контакты с сербскими граничарскими полковниками в Австрийской монархии, готовыми содействовать русской армии, с российским полковником М. Милорадовичем, возглавившим антиосманское движение на Юго-Западе Балкан.

    В начале 1711 при посредничестве Рагузинского Петр I установил тайную связь с господарем Молдавии Д. Кантемиром, выразившим стремление быть в союзе с Россией. Проявлял готовность к этому и господарь Валахии Бранковяну.

    Рагузинский участвовал во встрече Кантемира с Шереметевым на Пруте. Он внес свой вклад в обмен подарками сторон, вручив Кантемиру 200 кошельков денег на первые расходы по набору молдавского войска и 300 кошельков для закупки рогатого скота для русской армии. Таким образом была оказана материальная поддержка русско-молдавскому союзу.

    В тревожные годы российско-турецких отношений, последовавших за Прутским миром, Рагузинский поддерживал связи с Кантакузинами, высокопоставленными лицами Валахии. Они, помимо всего, играли посредническую роль в сношениях России с сербами.

    Рагузинский трезво оценивал ситуацию на юге и не был расположен к неоправданным жертвам. Когда в начале 1713 в Москву прибыли представители сербского движения во главе с Милорадовичем и канцлер Головкин в связи с новым объявлением Турцией войны России решил вернуть их на Балканы для возобновления борьбы, Рагузинский воспротивился этому. Он считал, что движение было уже обескровлено. Сенат счел его доводы убедительными.

    В 1716-1717 совершил поездку в Венецию, Далмацию и Дубровник. По его просьбе ему были выданы рекомендательные грамоты за подписью Петра I, в которых он именовался «иллирийским графом Владиславичем».


    Как уже вошло в практику, он и на этот раз совмещал свои торговые дела с правительственными поручениями. Рагузинский выступал торговым и финансовым агентом России, по заданию царя занимался организацией практики молодых русских дворян, проходивших в Венецианской республике морскую службу.

    В Венеции и Далмации он вербовал славян для российского флота.

    В 1717 во время поездки Петра I во Францию Рагузинский состоял в его свите.


    В 1718-1722 Рагузинский продолжил пребывание в Италии. Он посетил Рим, где вел переговоры с папой об установлении письменной связи между Россией и Ватиканом.


    В связи с расширением дворцового строительства в Петербурге в задачу Рагузинского входила также закупка мраморных статуй, установленных позже в Летнем саду.


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	487102338608.jpg 
Просмотров:	100 
Размер:	139.7 Кб 
ID:	670


    Савва Лукич отправляет в Петербург итальянских специалистов, редкостные строительные материалы, инструменты и приборы для мастерской Петра, а также получает в подарок от папы античную статую Венеры Таврической, ныне хранящейся в Эрмитаже.


    На него была также возложена царем обязанность опекать русских гардемаринов, обучавшихся морской науке на галерах, а также живописцев Ивана и Романа Никитиных, находившихся во Флоренции.


    Смерть папы Климента XI помешала заключению конкордата с Россией, и Рагузинский вернулся в Петербург.


    Хорошо владевший пером, Рагузинский занимался также литературной деятельностью: по поручению Петра I перевел на русский язык труд далматинского аббата Мавро Орбина "Славянское царство". Русская версия книги получила широкое распространение на славянском юге, оживляя сознание родства и целостности славян.


    В петровское время Рагузинский много сделал для развития экономики России, организации специального образования молодого дворянства, строительства морского флота.

    Он внес вклад в укрепление торговых и дипломатических связей России с Европой, в налаживание отношений со славянскими народами Балкан.

    24 февраля 1725 года Екатерина I жалует Савву Рагузинского графским титулом, а уже 18 июня отправляет во главе дипломатической миссии в Китай, для урегулирования торговых и пограничных отношений


    Это был его последний подвиг во славу России: благодаря ему началась интенсивная торговля с восточной империей, были установлены границы, созданы регулярные воинские формирования из бурят…


    С октября 1726 по апрель 1727 он вёл в Пекине переговоры с представителями Цинской империи.

    «Изворотливость мандаринов и двуличность богдыхана разбились об энергию и стойкость посла», благодаря чему 3 апреля 1728 г. был подписан выгодный для России мирный договор.

    Согласно Кяхтинскому договору, торговля русских в Пекине ограничивалась разрешением отправлять раз в 3 года караван численностью не более 200 человек. Однако, благодаря открытию беспошлинной пограничной торговли в Кяхте и Цурухайту, общий объём торговых операций по сравнению с предыдущим периодом значительно возрастал.


    Договор юридически оформил существование в Пекине Русской духовной миссии, из 10 членов которой 6 изучали китайский и маньчжурский языки.


    Решение вести переписку между договаривающимися государствами от имени Российского сената и Трибунала внешних сношений - Лифаньюаня (с китайской стороны) снимало вопросы о взаимном титуловании императоров.


    Находясь в Бурятии, Рагузинский добился упорядочения отношений царской администрации и местного населения.
    По легенде, Савва Рагузинский много раз, путешествуя по забайкальскому краю, останавливался около священной сопки Баин-Тугад. Некогда у подножья горы была пещера, которая в результате землетрясения 1950 года была полностью завалена. Рядом с пещерой находилась ниша, которая носила название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателю города Кяхта, останавливавшегося здесь на отдых и ночлег

    В 1727 в канун праздника с. Троицы по его приказу на месте Барсуковского зимовья была построена деревянная крепость. Возведенная внутри нее Троицкая церковь с приделом Святого Саввы Сербского, дала название, как самой крепости—Троицкая, - так и городу—
    Троицкосавск (ныне - Кяхта), который вплоть до второй половины XIX в. был главным пунктом торговли между Россией и Китаем.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	вид Кяхты 1770гг. гравюра по рисунку Ш.Леспинаса.jpg 
Просмотров:	490 
Размер:	20.2 Кб 
ID:	696
    вид Кяхтинской слободы. 1770гг. гравюра по рисунку Ш.Леспинаса


    В 1728 году Савва вернулся из трехлетнего вояжа в Китай в С.-Петербург, составив для правительства обстоятельные записки о Китае. Несовершеннолетний Пётр II наградил его орденом Александра Невского и произвёл в действительные тайные советники. Впоследствии Савва Лукич неоднократно участвовал в обсуждении вопросов русско-китайской торговли.


    Миссия в Китае, результатом которой были важные дипломатические успехи, сопровождалась личными потерями в жизни Рагузинского. Дети его умерли, а молодая жена, бросив его, вернулась в Венецию. Наследником богатств Рагузинского согласно завещанию стал его племянник.


    Умер в 1738 году.

    Блестящего дипломата и разведчика похоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, где он покоится и по сей день.


    Литература:

    •Павленко Н. И. " Савва Лукич Владиславич-Рагузинский"// Сибирские огни. 1978, №3 стр. 155-158
    •Дёмин Э. В. "Соратники Петра I в Забайкалье"//Молодёжь Бурятии. 14 февраля 1978 Стр. 22
    •Путевой журнал С. Л. Владиславича-Рагузинского. 1725 г.
    •Русско-китайские отношения в XVIII веке. Материалы и документы. Москва, Наука 1990 г.
    Цыренов В. Легенды о священной горе. // Жизнь Иволги. – 1998. – 1 августа
    Последний раз редактировалось toyohara; 04.08.2011 в 21:18.

  9. #9
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Некоторые моменты истории торговли чаем с китайцами:

    Центром русско-китайской торговли, как говорилось выше, была Кяхта.
    При этом до 1855 года торговля эта была меновой - чай менялся, в основном, на меха. Интерес был взаимный. У нас не было своего чая, в Китае не было своих мехов. Кстати, именно за меха в Россию продавался и желтый чай - которого на Западе да некоторого времени просто не видели.
    В самом конце периода меновой торговли чай стали менять и на промтовары. Точных цен при такой торговле, конечно, не было - как договаривались, так и торговали.

    Сама торговля происходила так. Сначала китайцы присылали так называемые узоры - пробы всех сортов чая, выставляемых в данный момент на продажу. Наши эти узоры пробовали и, определив качество предложения, составляли положении о качественном и количественном соотнесении русских и китайских товаров, представленных к продаже. Выше всего ценились чаи с типсами - чайными почками. Именно с ними связано появлении термина "байховый чай", ни в каком языке, кроме русского, не использующегося.
    Дело в том, что китайцы, желая расхвалить свой товар, сообщали, что в нем есть эти самые типсы. Типсы китайцы называли "бай хоа" - "белая ресничка". Русские просто переделали "бай хоа" в байховый и стали так называть наиболее качественный чай. А позднее так стал называться любой рассыпной чай, независимо от его качества. В большинстве чаев, на которых сейчас написано "байховый" типсами и не пахнет.

    Все чаи (в том числе и байховый-цветочный-типсовый) по качеству делились на три группы. Естественно, был и эксклюзив, который шел малыми партиями и под общие критерии качества не попадал (тот же желтый).

    После оценки качества чай проходил таможню. И все. В переупаковку, и в путь по России и на ярмарки, на которых, собственно, и происходила оптовая торговля чаем в России.
    Последний раз редактировалось toyohara; 28.07.2011 в 22:43.

  10. #10
    Senior Member
    Регистрация
    31.05.2010
    Адрес
    Калининград
    Сообщений
    2,185
    Записей в дневнике
    1

    Re: чайный путь

    Описание Кяхты знаменитым немецким лингвистом, этнографом и путешественником Генрихом Юлием Клапортом (1793-1835 гг.), находившимся в течении семи лет в России:

    "В следующем году (1727) положено было основание Кяхте, торговому месту для обеих наций.
    На ручье Кяхте, рождающемся в стране высокой и лесистой, в 26 верстах к югу от реки Селенги, и протекающем на полдень в Монголь­скую землю, сначала заложен был пограничный пост с Русской стороны под именем Троицко-Савской крепости.
    Поелику же по тракта­ту определено быть границе и торговому месту обеих Империй, в трех верстах от Троицкой крепости, вдоль по ручью Кяхте в долине, и место сие означено двумя пограничными маяками, то по обеим сторонам ручья в расстоянии 120 сажен заложены подле самой границы две торговые слободы: Русская и Ки­тайская.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	кяхтинский форпост.jpg 
Просмотров:	90 
Размер:	92.9 Кб 
ID:	686 кяхта китайский городок

    На Китайском пограничном маяке при Кяхте написано по-Китайски: «Май-ен-чу», т. е. место купли и мены, а по-Манжурски «Худайба», т. е. тор­говое место."


    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	кяхта китайский городок.jpg 
Просмотров:	129 
Размер:	54.0 Кб 
ID:	685 кяхтинский форпост

    Обе слободы имеют вид четвероугольников. Посреди Русской построен деревянный гостиный двор. При нем начата строением каменная часовня. К востоку от гостиного двора находится Русская церковь, а к югу казармы, главная караульня и дом Начальника. Остальное место занимают дома куп­цов. Вся слобода окружена рогатками. На каждой из четырех сторон нахо­дятся в средине ворота и каланча. Вне слободы лежат жилища поселенных здесь для охранения границы с семействами козаков.

    Сие небольшое предме стие, заключающее в себя еще Канцелярию и складку достойной примечания торговли рвенем, также обнесено рогатками, имеет караульню и три часовни. Торговое место сие в той стороне называется Нижнею плотиною для от­личия от лежащей выше Троицко-Савской крепости, которую жители ее называют Верхнею плотиною.

    И там есть складка товаров, обнесенная рогатками с малою деревянного церковью. При самых воротах помещены Канцелярия и Таможня, переведенные туда из Стрелки в новейшие времена, а напротив', оных, по правую руку, находится дом Таможенного Директора.

    Ведущая чрез, сию плотину улица имеет насыпь и мост чрез ручей. Она снабжена при вы­езде шлагбаумом, рогатками и караулом так, что никто из переезжавших чрез границу ее миновать не может. По левую сторону дороги лежит дом глав­ного караула, а по правую к северо-западу — вторая большая церковь, от ко­торой дорога поворачивается на юг к Китайской границе. По сей же дороге находится по правую сторону длинное строение пограничной Канцелярии. Неподалеку от нее построен дом пограничного Начальника.




    Вообще селение сие хорошо застроено; улицы просторны, дома деревянные, но чисты и красивы. В нем находятся жители разных стран: купцы Московские, Казанские, Кур­ские, и пр.. Сибирские Татары, Бухарцы, Братские Монголы, Тунгусы и многие другие народы, стекающиеся сюда для торга.

    Близ северо-западных ворот заложено предместие для приезжающих и отъезжающих во всякое время дня и ночи купцов, особенно Русских Монголов, которые беспрестанно гоняют сю­да скот для промена на товар. Многие из них живут и здесь в своих войлоч­ных кибитках. Некоторые из них суть прикащики купцов их нации, а другие принадлежат к пограничному караулу и получают жалованье.

    При стекаю­щемся ежедневно множестве продавцов и покупателей, Русские крестьяне по­лучают великую прибыль, они привозят сюда издалека свои произведения и съестные припасы, и выменивают меха, кожи, масло, сало и пр. на Китайские товары. Из сего видно, что торговля на Верхней плотине гораздо важнее не­жели на Нижней.


    Китайская слобода называется «Май-май-ченн» (Май-май—значит, куп­ля и продажа, т. е. торг, ченн — городок). Она также построена четвероуголь­ником, но гораздо больше Русской и снаружи обведена твердым и частым палисадом. В северной и южной стороне находятся трое ворот с каланчами. Вокруг сей палисадной стены идет снаружи дощатая дорожка. На стороне, обращенной к Русской слободе, пред каждыми из троих ворот, построены высокие дощатые заборы, препятствующие видеть, что происходит во внут­ренности слободы. На них изображена Китайская буква «Фу», т. е. щастие. Китайцы полагают, что заборы сии могут предохранить их от всех вредных влияний и действий брани, которою может быть Русские вздумают их вели­чать. Это мнение принадлежит к учению Фюнн-шуй, т. е. ветер и вода.

    На каждом из четырех углов построены караульни; Сверх оных находится еще одна караульня к северу от Май-май-ченна на дороге в Русскую Кяхту. В ней живут сторожа, оберегающие обоз, который состоит иногда из несколь­ких тысяч тележек о двух колесах, на коих перевозятся Русские товары в Китай.

    Для произращения овоща, без которого Китайцы жить не могут, раз­ведены многие огороды. Чрез речку построены два моста. Вода в ней мутная и нечистая, но по сей причине вырыты подле мостов колодцы. Улицы прямы и идут к воротам, от чего слобода разделяется на несколько правильных чет­вероугольников. Посреди города, на перекрестке обеих улиц, построена высо­кая башня над просторною залою, в ней висят деревянные дощечки, на коих изображены повеления Коменданта. На башню сию всходят по крыльцам со всех четырех сторон. На нижнем краю ее кровли, построенной уступами, висит множество чугунных и другого металла колокольчиков разного вида. При са­мом слабом ветре издают они беспрестанно весьма приятные звуки.

    Дома построены плотно один подле другого, и редко имеют окна на ули­цу. Каждый дом имеет ворота, чрез которые можно войти во двор. На дворе построены, в обыкновенном Китайском вкусе, жилой дом, кухня, амбар для хранения товаров и службы — не из камня, а из каких-либо известковых плит, которые хотя не могут противостоять сырости, но вообще составляют стены твердые и гладкие.
    Над воротами написано обыкновенно имя хозяина или оз­начение чем он торгует, с изображением буквы «Фу». Дома на двор выкра­шены, дерево и решетки размалеваны яркими красками. По входе чужого во двор, хозяин и домашние люди его встречают, чтобы пребольшие дворовые собаки на него не напали; вводят в гостиную и подчуют чаем, сахарными пи­рожками, сухими плодами и курительным табаком.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	475_kitayjskaya%20ceremoniya_jpg.jpg 
Просмотров:	426 
Размер:	31.6 Кб 
ID:	687

    Комнаты внутри покрыты дурным лаком или, обыкновеннее, бумагою, которая испещрена картинками, выпечатанными водяною краскою. В потолке, есть небольшое отверстие для пропуска свежего воздуха.
    Окон со стеклами в Китайских домах нет, но ши­рокие рамы заклеены, вместо стекол, самою тонкою бумагою без лаку. В сре­дине окна приметно небольшое отверстие, заклеенное слюдою, и служащее не для впущения света, но для того, чтоб чрез него можно было смотреть на улицу. Сквозь большую, прозрачную бумагу проходит в комнату довольно свету.
    Снаружи приделаны к окнам навесы, так, что ни снег, ни дождь не может повредить бумаги.

    На улицах и во дворах наблюдается великая опрят­ность, какую можно найти только в Голландских городах. Вообще Китайцы отличаются от всех торгующих на Кяхте народов порядком, исправностию, вкусом и остроумием. Притом они хитрее всех и к торговле способнее Жидов в Европе и Армян в Магометанской Азии.
    Приезжающие на Кяхту Китайцы, суть уроженцы северных частей областей Бе-джи-ли и Шаннь-си. За позволе­ние производить торг платят они своему Правительству известную подать. Они все холостые, потому что Китайскими законами запрещено вывозить жен­щин в чужие земли и даже в пограничные города; богатые имеют наложниц из Монголок, которые живут в юртах, вне города.
    Молодые Китайцы лицам» похожи на благообразных женщин Калмыцкого племени, живущего при озере Кёкенуре между Китаем и Тибетом. Они почти все очень хорошо говорят по- Монгольски. Многие из них знают столько по-Русски, что сами могут отправ­лять торговые свои дела, но выговор их весьма невнятен, так напр., вместо — «двадцать пять монет», они говорят — «туа-зе-ти пнати мониза» и пр

    Близ южных ворот, по левую руку, находится дом живущего всегда на Кяхте Манджурского Начальника или Дзаргочия[3]. При нем бывает всегда главный караул, состоящий обыкновенно из ста или пятидесяти конных погра­ничных, Монголов. Сии Манджуры не всегда бывают равного чина; время пребывания их на Кяхте неопределено.
    Подле дома Дзаргочия построены два великолепных храма, из коих одим посвящен Гесыр-Хану[4].

    При входе в оный, представляется взору жертвенник, покрытый плодами, яствами и конфетами, и обвешенный желтою шелковою материю. На нем сто­ит доска с надписью:

    Ди тай
    Уан цынн
    Уан танн
    Ниян да
    хуанн


    Т. е. «нынешнему великому Августейшему Императору Тайцынскому1 де­сять тысяч лет».
    Сей храм посещается одними Китайцами и содержит в себе многие урод­ливые изображения полубогов и духов, которым приносят ежедневно пищу и жертвы под надзором старшины сего храма. Монголы имеют описания жизни и подвигов Гесыр-Хана, но не ходят в его храм на молитву.

    Другой храм находится в южной стороне, украшен также великолепно, и посвящен Богу Хомшин, Бодхи-Саддо2. Сие божество почитается вопло­тившимся Брамою и есть одно из главнейших божеств Ламайской веры. Бод- хи-Саддо изображается различным образом. Ламаиты полагают, что он по­явится при преставлении света и будет судить всех людей. К нему обращают они свои молитвы.
    Все Монархи нынешней Китайской династии исповедовали преимущественно Ламайскую веру. На их щет содержатся Патриархионой в Пекине и Жи-хо, что в Монголии.
    По сей причине важнейшие Манджурские фамилии приняли оную. Все Манджурские чиновники на Урге и в Кяхте ее исповедуют.

    При сем случае должен я заметить, что многие писатели неспра­ведливо полагают, будто религия Фо в Китае, Пегу и Сиаме есть та же, что и Ламайская. Обе оне суть секты веры Буддистской, но существенно между собой различные, ибо последователи Фо почитают дух Далай-Ламы излиянием божества, но не признают его, подобно Тибетанам и Монгольцам, видимою главою своей церкви.

    К югу от сих храмов стоит на площади, имеющей сообщение с двором Дзаргочия, высокий, раскрашенный и покрытый лаком столб, на котором под­нимаются в торжественные дни большие флаги и вымпела посредством вере­вок, а по ночам факелы и фонари.

    В Май-май-ченн приезжают нередко знатные особы, духовные и светские, из разных стран Монголии для закупки Русских и Китайских товаров, кото­рые трудно получить в малых городах. Здесь живут и Бухарцы, торгующие исключительно ревенем.


    В обоих Кяхтинских торговых местах Русские обходятся весьма коротко с Китайцами и для торгу беспрепятственно ходят из одной слободы в другую. Манджурский пограничный начальник Дзаргочий посещает Русских чиновни­ков и принимает их у себя. Но сообщение сие происходит только днем, вече­ром все должны быть дома. По пробитии зари в Русской слободе, поднима­ется на дворе Дзаргочия ракетка и ворота в обеих слободах запираются до утра.

    I Дзаргочий управляет судною частию в Май-май-ченне. Все купцы и при­езжие из Китая должны предъявлять ему полученные ими позволения на от­правление торга; он решает споры между Китайцами и Монголами.
    В помощь ему дан низший чиновник, обыкновенно из Манджуров, называемый Бошха, т. е. Коммисар. Власть его невелика. О происшествиях на границе, от Горбицы до Иртыша, как-то о переходе чрез рубеж, о воровствах и пр. доносят ближайшие передовые посты письменно Русской пограничной Канцелярии на Кяхте и Дзаргочию в Май-май-чение. В неважных случаях решение опреде­ляется весьма скоро.

    Для лучшего обозрения границы и всех находящихся на ней караулов, разделена она в известных расстояниях на части, имеющие особых надзирателей. Они живут в пограничных многолюдных селениях, где всегда бывают не без дела, и сносятся изустно с живущими против них Ки­тайскими и Монгольскими начальниками.

    О всех пограничных военных делах Русский пограничный Коммисар сносится, по поручению Канцелярии, с Ки­тайским Бошхою на Монгольском языке.

    Между Монгольскою Ургою и Гу­бернским городом Иркутском (находящимися собою в расстоянии 700 верст) иногда ездят курьеры, отправляемые Дзаргочием в Май-май-ченне. С Китай­ской стороны приезжают курьерами обыкновенно пять человек, а именно: Бош­ха, с помощником, писарем и двумя служителями.

    При скорой езде (обык­новенно верхами) Русские и Китайские курьеры получают ежедневно на обед и на ужин по живому барану, из которого сами готовят кушанье. Шкуры до­стаются Бошхе.
    С Русской стороны число посланных бывает различное...

    Ки­тайцы, Манджуры и Монголы, при самых важных церемониях, никогда не сни­мают шапки, а изъявляют почтение, опуская ладони и преклоняя колени до земли; немногими, но весьма искусно расположенными высокопарными словами.
    Таким образом приветствуют сии курьеры и Иркутского Гражданского Губер­натора, но от всех Русских чиновников требуют они приветствия, поклоном и снятием шляп, по Европейскому обычаю."

    ...Вид с центральной башни Маймачена на главную улицу, идущую в сторону северных городских ворот. На заднем плане виден Кяхтинский собор. Обрати внимание на тротуар, окантованный, чтобы не соскользнуть с него зимой, когда все покрыто льдом, деревянными брусьями.



    …Старший военачальник и два его адъютанта (все — знатного происхождения, что видно по павлиньим перьям на шапках) показывают свой штандарт. Монголия. Лето 1918 г.


    …Верблюды в Монголии — главный транспорт. Здесь — один из караванов на базаре в Троицкосавске. Погонщик-монгол сидит на ступеньках.
    Троицкосавск расположен в четырех километрах к северу от Кяхты. Первоначально он был выстроен как город-крепость для защиты кяхтинской чаеторговли. Потом перенял роль Кяхты, как самого делового города Сибири.


    …Монголы очень жестоко, по нашим понятиям, карают за правонарушения. Кража лошадей и скота — одно из тягчайших преступлений и в течение столетий влекла за собой такое наказание: виновного помещают в деревянный ящик — настолько маленький, что человек не может ни сидеть, ни лежать в нем. Еду он получает через небольшую щель в ящике. Нужду справляет как может. В таком положении он мог провести многие месяцы. Преступникам меньшего масштаба надевали квадратную колодку на шею. На ней — полоска бумаги, где указано, за что человек осужден. В остальном он свободен. Но только не может принимать пищу самостоятельно, поскольку не достает руками до рта. Лечь тоже не может.
    фотографии Маймачена сняты 7 июля 1918 г. датским фотографом Кнуд Радинг Серенсеном
    Последний раз редактировалось toyohara; 12.08.2011 в 00:40.

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •