Заместитель председателя правительства Забайкальского края Геннадий Чупин в интервью газете «Земля» рассказывает о том, как в районах создать инвестиционный климат, какие договорённости достигнуты со Сберегательным банком и Почтой России и чем хорош «сити-менеджер» по сравнению с главой администрации района, которого напрямую выбирают его жители.

«Мы получаем, во-первых, возможность выбрать квалифицированного специалиста, и определить для него конкретные задачи в контракте. Во-вторых, мы имеем возможность расторгнуть с человеком контракт, если он неэффективно работает. И, потом, такая система просто дешевле процедуры выборов.

При выборной же системе кандидат может быть популярен политически, и только. Требования-то всего ничего: главное, быть гражданином Российской Федерации и достичь определённого возраста. Ну, не может кухарка управлять государством! Отстранить же главу от должности за неисполнение и провалы в работе очень сложно», - обосновывает Чупин своё мнение.


Забудьте слово «выживание»

Задача районов – заработать деньги и обеспечить людей работой

Инвестиции, которые спасут Россию и каждый регион в отдельности, проверка правительством края глав районов на предмет эффективности их работы, объединение районов – темы, которые у народа на слуху, в администрации края – на карандаше и в планах.

Об этом и немного о политике – наш гость Геннадий Чупин – заместитель председателя правительства Забайкальского края, руководитель Администрации губернатора Забайкальского края.

Климат климату – рознь


- Ряд Ваших поездок по районам края был посвящён, в том числе, задаче выяснить, как создается на местах «инвестиционный климат». И какими усилиями этот климат создаётся?
- Планы инвестиционного развития с федерального уровня проецируются на региональный – этим должны заниматься сами районы и поселения. Задача районов – разработать программы социально-экономического развития районов, которые принесли бы не только средства в местные бюджеты, но и дали рабочие места населению.
В ходе поездок нам было важно «разбудить» людей на местах, чтобы они поняли от их действий, от их видения будущего зависят условия жизни на местах.

У региональных программ, которыми занимается правительство края, свои цели и задачи, но на жизнь в районах влияют и местные условия.
Для одного района достаточно четырёх-пяти программ развития. Пусть они будут не очень масштабными – главное, чтобы были реальными и действующими. И наша задача – оценить их жизнеспособность, помочь в реализации там, где сил и возможностей властей района или муниципалитета не хватает.

Мы выяснили, что проблемы во всех районах практически одинаковы.

Колоссальное значение имеет земельный вопрос: земля – это полноценный товар. Наша задача сделать так, чтобы на землю приходил эффективный собственник, который не просто бы держал земельный пай, а эффективно использовал его в работе.
Мы обобщили все проблемы, связанные с земельными паями, и на краевом уровне, в том числе и с судебной властью, обсуждаем возможность максимального упрощения процедуры передачи земли. Сейчас требование закона заключается в том, что заявитель, желающий избавиться от земельного пая, например, продать его муниципалитету, должен сам присутствовать на заседании суда. Мы пытаемся сделать так, чтобы такие действия можно было совершать по доверенности.
Кроме этого, мы обратили внимание на работу федеральных структур, например, Сберегательного банка. Ряд филиалов в сёлах закрыт, и жители поселений не получают привычные услуги.
Мы провели переговоры с руководством банка, и пока процедура ликвидация филиалов приостановлена. Там, где закрытие уже произошло, договорились заменить передвижные установки Сбербанка, работающие на базе автомобилей «Газель» на автобусы ПАЗ – они удобнее во всех отношениях

Сейчас в стадии решения проблемы, связанные с работой «Почты России» В результате сокращений некоторые сёла остались без почтальонов и, в конечном итоге, без корреспонденции услуг почты. Есть ряд путей решения проблемы, в том числе, рассматривается возможность оплаты труда почтальонов за счёт бюджета края.

- Какой будет поддержка районам края? Речь идёт о денежных вливаниях?
- Не совсем так. Я уже говорил, что есть проблемы, которые местная власть не может решить в одиночку, без помощи краевых властей.
Например, в Улётовском районе необходима больница. Понятно, что для района это долгая и дорогая перспектива – таких денег нет. Но вместе мы нашли вариант: район берёт у края бюджетный кредит на три года на строительство поликлиники и ремонт Дома культуры. Несмотря на бюджетный голод – мы не можем просто так деньги давать – варианты решения всё равно есть.

В ряде сёл очень остро стоит проблема с питьевой водой. Поселковая администрация сама не может оплатить бурение скважины. Но, например, в Бурулятуе главой поселения был предложен неплохой выход. Часть работ в поселении они делают сами, частично вкладывается район и, сколько не хватит, добавит бюджет края.

Подобных вопросов много, например, налоговая отчётность для фермерских хозяйств переводится на электронный документооборот, и для многих это – проблема. Договорились, что органы местного самоуправления оказывают полную помощь хозяйствам в оформлении этой бухгалтерии. Администрации выделяют несколько сотрудников, которые помогают фермерам составлять необходимые отчёты.


Не надо нам «прожектов»


- Не получится так, что инвестиционные проекты районов окажутся «замками на песке»? У нас много проектов с красивыми словами, сказочными перспективами и туманными планами реализации.
- Такую практику есть огромное желание сломать. Поэтому мы и говорим: не надо много проектов. Пусть они будут небольшими, но жизнеспособными.

Например, в Улётовском районе – это развитие свинокомплекса. Фермеру не хватает средств, залоговой базы для обычного кредита. Он представил свой проект на уровне района, и теперь мы ищем варианты, как помочь. Это не прямые бюджетные деньги. На себя мы берём работу с банковской сферой, компенсацию в части субсидирования процентной ставки по предоставленным кредитам, использование залогового фонда, который есть в крае. И, конечно, от местной власти мы требуем максимально упростить прохождение предпринимателей через административные барьеры.

Интересен проект кирпичного завода в Карымском районе. Главное, чтобы себестоимость кирпича была невелика, а продукция – интересна районам. Добыча угля на Берёзовском месторождении Улётовского района – тоже вполне реальный проект.

В первую очередь видеть варианты развития своего района должны местные руководители. За положение дел на местах отвечают они. Это раньше мы говорили о режиме выживания, теперь говорим о развитии.

- Объединение районов – тема для края не новая и болезненная. Зачем нам это нужно?
- Во-первых, давайте исходить из того, что при развитии органов местного самоуправления в основу ложился не принцип правильной экономики, финансовых схем, а обычный административно-территориальный принцип. У нас создано 418 муниципальных образований, и они получились совершенно разными. Некоторые совсем не имеют источников доходов, естественно, что качество оказания муниципальных услуг далеко не одинаково.
Мы ни в коем случае не принуждаем людей к объединению. Это решение принимает местное население, как и положено по закону. Но краевая власть поддерживает инициативы объединения – например, в Петровск-Забайкальском районе.

Выйти с такой же инициативой хотят сейчас Карымский и Александрово-Заводский районы.


Демократично о демократии


- Один из принципов демократии – право выбора. Однако нас лишают права выбирать глав районов – часть районов уже внесли изменения в свои уставы. Всё идёт к тому, что выборы глав городов и районов края в обозримом будущем превратятся в анахронизм – недемократично как-то.
- У нас очень любят размышлять о демократии и совершенно не смотреть в её основы. К примеру, президент США выбирается не всенародно, а коллегией выборщиков. И никто в этом не видит ущемления демократии.

Так называемый «менеджер-сити», когда глава не выбирается, а назначается – не российское изобретение, а один из инструментов демократии, рождённый в европейских странах.
Почему это интересно для нас? Во-первых, районом должен управлять эффективный управленец, обладающий определёнными навыками и знаниями.

Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на пост главы муниципалитета по уровню образования, стажу работы, другим критериям.

После этого депутаты, которое выбраны народом, принимают решение – за кого голосовать, а за кого нет. С главой заключается контракт, и если он не выполняет условия соглашения, то договор в судебном порядке расторгается.
Мы получаем,
во-первых, возможность выбрать квалифицированного специалиста, и определить для него конкретные задачи в контракте.
Во-вторых, мы имеем возможность расторгнуть с человеком контракт, если он неэффективно работает.
И, потом, такая система просто дешевле процедуры выборов.

При выборной же системе кандидат может быть популярен политически, и только. Требования-то всего ничего: главное, быть гражданином Российской Федерации и достичь определённого возраста. Ну, не может кухарка управлять государством! Отстранить же главу от должности за неисполнение и провалы в работе очень сложно. Поэтому принцип назначения для каких-то районов более эффективен. Например, этот принцип оправдал себя в Читинском, Оловяннинском, Борзинском районах.

- В каком районе назрела, по-Вашему, ситуация, когда схема всенародного избрания не работает?
- Акшинский район. Там уже, наверное, пора ввести «сити-менеджера», который будет заниматься хозяйственными делами, а не политикой.
- Почему Вы рекомендовали главе Акшинского района Юрию Корнакову уйти в отставку?
- Я не рекомендовал. Когда проходил зимний период, не было связи и управляемости в районе – там была чрезвычайная ситуация с обеспечением котельных топливом, а людей – теплом. Тогда мы встретились и просто поговорили. Мной не было рекомендовано Юрию Константиновичу уйти в отставку.
Был вопрос, что, может быть, есть какая-то усталость, раз не решаются вопросы местного значения, и всё остаётся на одном месте? Потому что глава района отвечает за всё, что в нём происходит. Когда региональный центр решает вопросы теплообеспечения в каком-то районе, это, как минимум, неправильно.

Обратите внимание, что я отвечаю за вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления, и исключаю случаи давления. Открыто говорю: ни один из руководителей органов местного самоуправления не может мне поставить в вину такой административный диктат.


Чупин Геннадий Петрович


Родился 26 июля 1972 года в городе Ухта Республики Коми. В 1994 году окончил Уральскую государственную юридическую академию.
В правительстве края координирует вопросы правового обеспечения деятельности правительства, содействия развитию местного самоуправления.
Организует взаимодействие правительства края с Заксобранием, органами местного самоуправления, избирательной комиссией, главным федеральным инспектором в крае, прокуратурой и военной прокуратурой, силовыми и контролирующими структурами, судами.



Беседовала Алёна Комогорцева, «Земля», №20